Змея, кусающая себя за хвост

 

Валютный спекулянт, No.5 (55), 2004, с.38-41

Прогноз курса австралийского доллара (оззи), который был дан на прошлый год [1], выполнен и перевыполнен с лихвой. Более того, в середине февраля 2004 г. он достиг самого высокого уровня за последние семь лет. И это – несмотря на поступающие данные, что «пузырь» на рынке недвижимости Австралии начал сдуваться.

При самой сильной валюте

Ситуация на рынке недвижимости – это важный фактор, влияющий на поведение инвесторов и, соответственно, на ситуацию на валютном рынке. Рынок проигнорировал сообщение Австралийского бюро статистики о том, что кредиты на покупку или строительство домов сократились на 10,5% и объем кредитования снизился почти на A$1 млрд.месяц. Довольно лениво двигаясь вверх первом полугодии 2003 г., во втором оззи перевалил за отметку $0.65 и резво устремился вверх (рис.1). Сингапурская газета The Business Times в конце года назвала оззидоллар самой сильной валютой в мире.

Нельзя сказать,что бурный рост своей валюты с восторгом встретили внутри страны. Растущий оззи обостряет кризис, с которым столкнулись австралийские экспортеры, поскольку высокий обменный курс делает многие прежние экспортные поставки неприбыльными. Хотя выросшие цены на первичную продукцию и возросший спрос должны были укрепить позиции экспортеров, в прошлом году из-за роста австралийского доллара страна потеряла A$7 млрд. валютной выручки. За первую половину 2003-2004 финансового года экспорт товаров сократился на 12,4%, что довело торговый дефицит до A$24 миллиардов.

Среди пострадавших отраслей – добыча золота. Несмотря на то, что в американских долларах цена на желтый металл весьма привлекательна, в австралийской валюте она упала. Поэтому даже в условиях выросшего спроса золотодобытчики не заинтересованы расширять производство. Представитель западноавстралийской компании Goldfields Тим Круз убежден: пока курс AUD остается высоким,добыча драгметалла расти не будет.

Австралийское виноделие также испытывает давление роста оззи. По словам исполнительного директора одной из крупнейших винодельческих компаний Австралии BRL Hardy Дэвида Вудза, при курсе в 74-75 центов прибыльность экспортных операций начинает стремиться к нулю. Выросший оззи не только урезает доходы этой отрасли, но и создает проблемы для виноградарей, которые, являясь конечным звеном производственной цепочки, столкнулись чуть ли не с 70-процентным падением цен на свою продукцию.

Австралийская экономика весьма благополучно развивается, но держатели акций многих компаний страдают. Инвесторы стали избегать акций производителей, выходящих на мировые рынки. С августа по декабрь прошлого года, когда оззидоллар вырос с $0,64 до $0,77, эти компании потеряли 22% своих доходов.

Среди пострадавших голубых фишек – такие крупные австралийские компании, как Amcor, PaperlinX, Smorgon Steel, OneSteel и Pacifica. Акционеры с разочарованием обнаружили, что их портфели обесценились на миллиарды долларов. Дела могут пойти еще хуже, если австралийский доллар хотя бы на среднесрочную перспективу задержится около отметки в $0.8.

Как выразилась глава Australian Industry Group (AIG) Хезер Ридаут, если курс австралийской валюты будет превышать 75 центов, компаниям «придется приступить к самохирургии», так как их конкурентоспособность будет подорвана. Этот процесс будет включать в себя закрытие мощностей в Австралии и увеличение импорта компонентов из-за рубежа, что, безусловно, будет сопровождаться массовыми увольнениями.

С перспективами на заграницу

Хотя оззи уже прорвался через «болевой барьер» на отметке 70 центов США, компании еще не успели предпринять серьезных шагов по переориентации на зарубежные поставки. Однако эта тенденция становится все более явной, в том числе благодаря растущей конкурентоспособности поставщиков из Азии и снятым тарифным барьерам в целом ряде секторов. Например,спустя три месяца после того, как в конце 2001 г. продали Pacific Brands, директорат компании решил закрыть производство белья в Мельбурне и стал завозить из Азии 35 млн. единиц продукции в год. И это было в период, когда оззи стоил еще 52 американских цента.

Данные процессы не столь заметны и потому, что менеджеры компаний пытаются скрывать свои планы и намерения и неохотно комментируют сложившуюся ситуацию. Они опасаются дальнейшего падения цен на свои акции, а также протестов работников по поводу возможного переноса деятельности за рубеж. Тем не менее,согласно данным AIG, каждый пятый австралийский производитель – включая акционерные и частные компании – рассматривает перспективу переноса производства за границу. Многие компании уже готовы к полному переезду на новое место жительства.

Конечно, на подобные решения влияет целая совокупность факторов. Но обменный курс – самый важный, и если оззи будет составлять 70 центов, то это может стать решающим доводом при принятии решения о переезде. Для миграции весьма соблазнителен, например, переезд в Китай – это не просто место, благоприятное для производства и экспорта, но еще и доступ к огромному рынку.

В частности, Китае сейчас быстро развивается сектор автомобильных частей и компонентов, ставший крупнейшим производственным сектором страны. В Австралии на это отреагировали тем, что теперь среди автомобилестроителей стало почти обязательным получать прайс-лист по возможным закупкам, по крайней мере, от одного китайского поставщика при размещении заказов на компоненты и детали для производства новых моделей.

Таким образом, местные поставщики теперь вынуждены конкурировать с китайскими, и рост оззидоллара делает позиции австралийцев все более слабыми. В результате растет доля импортных материалов и компонентов австралийской продукции. Поэтому удешевление импорта в связи с ростом оззи является далеко не однозначным благом для Австралии. Для таких компаний, как сталелитейные Smorgon и OneSteel и бумагопроизводящая PaperlinX, головную боль составляет именно импорт, а не экспорт. Эти компании держат значительную часть австралийского рынка, но они всегда находятся под угрозой со стороны импортеров.

По расчетам AIG, текущем финансовом году доходы компаний-экспортеров упадут минимум на A$3,2 млрд., или на 4,6% экспорта. Неэкспортеры пострадают не меньше. Конкуренция со стороны подешевевшего импорта обойдется им в A$4,6 млрд.год, или в 2,1%доходов от австралийского рынка.

В связи с большой любовью австралийцев к импортным товарам дешевый импорт, безусловно, несет выгоды таким компаниям, как Housewares International, Coles Myer, Woolworths и Harvey Norman. Они завозят огромное количество продукции из Азии для реализации в своих масштабных розничных сетях. В этих компаниях акционеры могут ждать рост прибылей. Но таких – немного.

Поверх барьеров

Надо сказать, что на краткосрочную перспективу австралийские компании могут смягчить последствия быстрого роста оззидоллара. Считается, что хеджирование позволит им переносить курс в 77 центов год-полтора. Однако затем все равно наступит реакция.

Игнорировать изменения курса оззидоллара в состоянии лишь некоторые компании. Крупные экспортеры, как, например, алюминиевая группа Ion, пользуются сильным благорасположением клиентов и состоянии продавать свою продукцию за австралийские доллары, оставляя клиентам и валютные риски. В столь привилегированном положении находится очень незначительное число австралийских компаний.

В середине февраля индекс Резервного банка, взвешенный по торговле, (стоимость доллара против корзины валют) вырос до 65,9 (рис.2). За неделю до этого он составлял 64,2. Это самый высокий уровень после экономического бума 1989 г., за которым последовала рецессия 1990-1991 годов. С сентября 2001 г.индекс вырос на 42% (рисунок 3 иллюстрирует реальное движение индекса после 1995 года).

Эксперты, участвовавшие в опросе австралийской газеты The Age, полагают, что в ближайшие месяцы оззидоллар достигнет $0,83. При этом было спрогнозировано пересечение линии в $0,80, а затем некоторое проседание курса. Это и произошло в марте нынешнего года.

В дальнейшем оззи может достичь $0,90, если вырастет инфляция и продолжится рост рынка недвижимости, несмотря на попытки Резервного банка Австралии (РБА) сдуть «пузырь» недвижимости. Пока ему удалось лишь выдавить с рынка часть инвесторов, на место которых пришли затаившиеся было покупатели недвижимости для личных нужд.

В середине января 2004 г., когда Европейский центральный банк заявил об отсутствии намерений препятствовать росту евро в связи с падением USD, оззидоллар перешагнул отметку в 79 центов, достигнув $0,7920.Это на 64% выше уровня апреля 2001 года ($0,4833). 18 февраля оззидоллар перешел психологическую границу в $0,8.

На этом уровне он не бывал последние семь лет. Укрепление евро (курс европейской валюты превысил $1,29), рост доходов по австралийским государственным ценным бумагам и растущие цены на первичную продукцию вывели австралийскую валюту к показателю $0,8005.Эксперты говорят, что достижение $0,83 и даже $0,85 – теперь дело ближайшего времени.

Старший экономист J.P.Morgan Стивен Уолтерс считает, что уровень 80 центов важен лишь психологически.Технически же ничего не изменилось, и рост оззи определяется теми же факторами, что и раньше. В частности, выступление заместителя управляющего РБА Гленна Стивенса, давшее основание ожидать дальнейших повышений ставок процента, создало новый стимул для роста курса австралийской валюты. Дилеры отмечают, что все валюты, связанные с высокодоходными бумагами, растут довольно быстро, поэтому курс в 80 центов – это всего лишь технический вопрос.

Тенденции сохраняются

Выходу курса оззи на рекордные уровни способствовали три основных фактора: слабость американской валюты, высокие процентные ставки в Австралии и высокие цены на первичную продукцию.

Главным событием на мировых валютных рынках стало падение доллара США. Как пишет экономический редактор газеты The Age Тим Колебатч, это было с поощрением воспринято администрацией Буша, заинтересованной в повышении конкурентоспособности американского экспорта. Если Белый дом позволит доллару США падать и дальше, его австралийский собрат продолжит рост вместе с другими свободно плавающими валютами.

Австралия привлекает международных инвесторов относительно высокими процентами. В большинстве западных стран они сейчас находятся на рекордно низком уровне. В начале декабря Резервный банк Австралии придал новый импульс оззи, увеличив ставку процента до 5,25%, тем самым доведя разрыв со ставкой Федеральной резервной системы США до 4,25%. Последний раз такое было в январе 1992 года.

Форекс-менеджер банка Commonwealth Алекс Шуман заявил, что международные инвесторы по-настоящему влюблены в австралийский доллар. Вкладывая деньги в Австралии, они создают серьезный спрос на оззи. При этом ожидается, что Резервный банк, борющийся со спросом на недвижимость, в ближайшее время поднимет ставки до 5,75%.По его прогнозу, в текущем году страну ждет экономический рост в 4%. Управляющий РБА Иян Макфарлейн считает,что ВВП вырастет еще выше.

Именно благодаря экономической ситуации Банк Австралии продолжает повышать ставки процента с уровня 4,25%, то есть с уровня, на котором они находились в декабре 2001 г. и который был самым низким за последние 30 лет. Таким образом, высокая доходность вложений в Австралии толкает курс оззидоллара все выше.

Отметим,что страна закончила прошлый год с очень хорошими результатами. ВВП составил A$780 млрд., т.е.вырос почти на 3%. В 2004 г. Австралия вступила с самой высокой уверенностью потребителей и самым низким национальным долгом среди развитых стран. В 2003 г.экономика находилась на 15-м месте среди 228 стран, которые указаны в листе, составляемом IBISWorld. На Австралию приходилось 1,4% мирового ВНП, составляющего почти $38 трлн. В то же время на этом континенте проживает всего 0,31% населения мира (85-е место).

Довольно парадоксальной является связка «цены на первичную продукцию – австралийский доллар». Растущие цены – индекс Рейтер по ценам на 17 базовых товаров вырос до рекордного уровня за последние 20 лет – стимулируют рост курса оззидоллара.

Как известно, австралийский экспорт, а это пятая часть национальной экономики, в значительной степени связан с поставками сырья. Цены выросли, в первую очередь, как раз на ту продукцию, что экспортирует Австралия. Однако следующий за этим рост курса оззи, как было показано выше, бьет по экспортерам, урезая их доходы. В целом базовые факторы повышают курс австралийской валюты.

Несмотря на откат назад в марте 2004 г. из-за японских интервенций, оззидоллар настроен на дальнейший рост. Однако нельзя исключать, что в ответ на растущие жалобы экспортеров Резервный банк снова прибегнет к валютным интервенциям, как он это сделал прошлом мае, продав валюты на A$986 млн.и несколько затормозив рост оззидоллара.

1.Цыганов Ю. Оззидоллар отвоевывает позиции?// Валютный спекулянт, 2003, №3, с.44-47.

 

Юрий Цыганов. Май 2004

klendo@yahoo.com

Copyright (c) 2004 Yuri Tsyganov

Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора.

Для перепечатки требуется письменное разрешение автора

Hosted by uCoz