«Большая четверка» готовится к экспансии

 

Валютный спекулянт, No.3(65), 2005, cc.18-21

Основным событием ушедшего года для китайских банков стала реструктуризация двух из четырех крупнейших коммерческих банков. «Большая четверка», четыре структуры с государственным капиталом – Банк Китая, Промышленно-торговый банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая и Строительный банк Китая – это ядро банковского сектора КНР. Именно с реформированием этих банков связан нынешний этап реформы финансового сектора Поднебесной.

Раз уж вступили в ВТО

Уже третий раз, начиная с 1998 года, китайское правительство приступает к решению проблемы «Большой четверки». Суть проблемы состоит в том, что эти финансовые монстры являются технически несостоятельными, но объявить их таковыми не позволяет очень простая вещь – на четырех гигантов приходится более 70% кредитования и вкладов в Китае. Им же принадлежат 60% всех банковских активов.

Государственные банки длительное время занимались «политическим кредитованием», то есть по-просту перераспределяли деньги в соответствии с указаниями органов власти. После 1994 г. данная функция была передана так называемым банкам развития, которые были созданы для подъема определенных отраслей, объектов или регионов. Фактически это агентства правительства по реализации определенных направлений финансовой политики правительства.

«Большая четверка» стала считаться перешедшей на коммерческие рельсы. Тем не менее, наследие старой системы до сих пор давит на коммерческие банки. Они находятся под тяжким бременем кредитов, которые не могут быть возвращены заемщиками – в первую очередь, государственными предприятиями. Чтобы решить проблемы китайских банков, необходимо внедрить нормальные рыночные критерии предоставления кредитов, основанные на платежеспособности заемщиков и оценке рисков. До сих пор нормой являются кредиты государственным компаниям, играющие роль субсидий. Эксперты отмечают, что банковское руководство в последнюю очередь является профессиональными банкирами, а в первую очередь – членами компартии.

Отсутствие рыночной дисциплины усугубляется проблемами с независимым аудитом и всепожирающей коррупцией. Например, недавно разразился коррупционный скандал с участием Лю Цзиньбао, бывшего главы Банка Китая в Гонконге. Скандал был связан именно с выделением кредитов.

Для КНР исключительно важно принять быстрые меры по реструктуризации «Большой четверки», чтобы подготовить ее к конкуренции с иностранными банками. Дело в том, что Китай взял на себя обязательства перед Всемирной торговой организацией открыть с 2007 года свой рынок для иностранных банков. Общий пакет реформ еще разрабатывается, но его основы уже понятны: повышение качества внутреннего управления, более строгие правила аудита, более четкие правила обеспечения «плохих» кредитов и более строгий контроль со стороны надзирающих организаций.

Государственные пособия: куда и откуда

В декабре 2003 г. Китай решил израсходовать $45 млрд. из своих валютных резервов на реформирование двух банков из «Большой четверки». Банк Китая (БК) и Строительный банк Китая (СБК) вступили в период преобразований, связанных с перестройкой корпоративного управления, механизма фискальных ограничений и предотвращения рисков. Вливания были направлены на повышение уровней требуемой капитализации банков. Данные меры были предприняты в связи с акционированием этих двух банков.

БК и СБК были преобразованы в акционерные банки в августе-сентябре 2004 г. Оба банка объявили о публичном размещении своих акций в нынешнем году. В 2006 г. то же самое намеревается сделать Промышленно-торговый банк Китая (ПТБК). Предполагается, что банки, поставленные под контроль акционеров, станут более прозрачными и более ориентированными на получение прибыли. В декабре минувшего года крупнейший банк Германии Deutsche Bank подписался на приобретение 10% акций Банка Китая. Всего на данном этапе предполагается продать иностранным инвесторам 25% акций БК.

Выделенные $45 млрд. пошли и на укрепление доверия иностранных инвесторов к вышеназванным банкам накануне первичного размещения их акций на зарубежных фондовых биржах. Наблюдатели с энтузиазмом восприняли эту меру.

Так, для инвестиционных банков она стала дополнительной гарантией поступлений, ожидаемых от будущего листинга БК и СБК. Однако здесь есть и очень большая ложка дегтя. Без изменения политики и практики банков, при которых продолжает расти объем «плохих» кредитов, фактический выкуп долгов вполне может стать пустой тратой средств. И вливания, наоборот, только усилят пристрастие банков к безответственному финансированию.

По условиям субсидий выделяемые средства не могут быть использованы для списания незадействованных в хозяйственной деятельности кредитов. Средства выделяются в долларах, что способствует повышению капитализации банков, но непригодно для списания «плохих» долгов, деноминированных в национальной валюте КНР (официально выделенные средства именуются кредитом, по которому банки будут выплачивать проценты, и который должен быть направлен на укрепление капитальной базы банков, но не на списание неработающих активов).

Банки не получили разрешения на проведение конвертации этих средств, так как размещение на рынке такого большого количества иностранной валюты создало бы давление на юань, заставляя центральные власти выкупать обратно доллары и заимствовать юани, чтобы снизить ликвидность китайской валюты. Тем самым бы- ла бы подорвана изначальная цель рекапитализации банков путем валютных субсидий.

Тем не менее, даже если банки не смогут конвертировать полученные средства, размещение этих средств на капитальных счетах позволяет высвободить имеющийся капитал для списания «плохих» кредитов. Это также дает возможность привлекать новые заемные средства и направлять их также на списание. Однако иностранные эксперты, включая потенциальных инвесторов, не имеют полной информации об объемах «плохих» кредитов, «висящих» на государственных банках, и им не ясно, идет ли их дальнейший рост.

Вызывает вопросы источник многомиллиардного пособия банкам. К сентябрю 2004 г. Китай накопил около $514,5 млрд. валютных резервов, увеличив их за девять месяцев на 27%. Как известно, наличие гигантских валютных резервов является одной из ключевых причин раздающихся из-за рубежа требований к Пекину повысить курс жэньминьби. Трюк по перебрасыванию средств из резервов в банки позволяет подсократить разбухшие резервы.

В начале декабря 2004 г. заместитель министра финансов Лоу Цзивэй сообщил, что правительство также готово «впрыснуть» денежные средства в ПТБК и Сельхозбанк Китая. Они оба считаются наиболее слабыми из «Большой четверки», и у обоих большой относительный объем неработающих кредитов. Согласно официальным данным, на конец сентября 2004 г. объем неработающих кредитов в коммерческих банках составлял 1,7 трлн. юаней ($205 млрд.). В конце июня эта цифра составляла 1,66 трлн. юаней.

Продолжение программы оздоровления банков за счет валютных резервов, по оценкам экспертов, означает, что общий объем средств на рекапитализацию банков составит $120 млрд. Предыдущие попытки оздоровления банков обошлись китайской казне более чем в $200 миллиардов.

«Плохие» долги по хорошей цене

Валютные субсидии – не единственная мера по оздоровлению банковской системы. Пять лет назад правительством были определены четыре ликвидатора, которые должны были заняться чисткой «плохих» долгов банков. В 1999 г. около трети «плохих» банковских кредитов, оцениваемых в $500 млрд., было переведено на ликвидационные компании по номинальной стоимости. В последующие пять лет ликвидаторы пытались вернуть, продать или реализовать на аукционе эти долги.

Предполагалось, что долги будут распродаваться на международных аукционах, но за это время состоялось только два аукциона. Лишь одна из четырех компаний по управлению активами, назначенных ликвидаторами, имеет опыт успешного проведения международных торгов. За прошедшие пять лет ликвидаторам удалось избавиться только от 35% общего объема кредитов, перешедших к ним на счета, уровень возвращенных средств составляет всего 17,3% от первоначальной стоимости.

Начиная с 1999 года, на торгах было реализовано менее $7 млрд. неработающих кредитов (к примеру, сейчас иностранные инвесторы уже не хотят платить больше 10 центов за доллар «плохого» долга). Таким образом, данная схема пока не может похвастаться хорошими результатами: уровень возврата кредитов, наоборот, сократился, и миллиарды долларов «плохих» долгов по-прежнему сидят на счетах «Большой четверки».

Продажа «плохих» долгов прямо из банков инвесторам, минуя ликвидаторов, может стать стратегией, сопутствующей валютным вливаниям. С новым капиталом банки получат большую свободу в реализации своих долгов инвесторам по сниженным ценам. Но пока это незаконно. Тем не менее, Morgan Stanley и Goldman Sachs подписали соглашения с СБК и ПТБК соответственно на прямой выкуп «плохих» кредитов и «некачественных» активов. Для реализации этих соглашений теперь требуется одобрение правительства.

В минувшем году Китаю все же удалось продвинуться вперед в создании вторичного рынка для неработающих кредитов. В апреле были переведены в ценные бумаги 90% неработающих кредитов отделения ПТБК в г. Нинбо на сумму в $300 млн. А летом БК и СБК перевели $33 млрд. «плохих» кредитов на счета компаний по управлению активами.

Это первая подобная трансакция после 1999 года. В конце ноября Great Wall, компания из четверки ликвидаторов, объявила о проведении в марте торгов по реализации иностранным инвесторам «плохих» долгов номинальной стоимостью $18 млрд. Кредиты будут продаваться по цене от 3 до 20 центов за доллар.

По отчетам все в порядке

Надо отметить, что за первые девять месяцев 2004 г. ПТБК, БК, СБК и Сельхозбанк показали рост операционных доходов в годовом исчислении на 21,5%, 23,7%, 21,5% и 81<6% соответственно. Замечательные показатели связаны с продолжающимся бурным ростом экономики (9,5% за год). В целях охлаждения экономики центральное правительство, начиная с 2003 года, пытается ограничить инвестиции в перегретые сектора – сталелитейный, алюминиевый, цементную отрасль и сектор недвижимости.

Таблица 1. Основные показатели экономического развития КНР

Показатели 1999 2000 2001 2002 2003
ВНП ($ млрд.) 998.5 1073.5 1191.5 1237.1 1409.9
Совокупные резервы ($ млрд.) 160.3 327.2 218.7 295.2 412.2
в т.ч. валютные резервы 154.7 165.6 212.2 286.4 403.3
Кредиты внутри страны ($ млрд.) 1292.5 1434.4 1829.8 2107.1 2520.5
Баланс по текущим счетам ($ млрд.) 35902 34474 34017 44167 _
Индекс потребительских цен (% в год) -1.4 0.3 0.5 -0.8 1.2
Потребление правительства (% от ВНП) 12.6 13.1 13.2 13.4 _
Баланс бюджета (% от ВНП) -2.5 -3.1 -4.4 -3 -2.5
Население (млн. чел.) 1264.2 1276.2 1286.2 1284.9 1299.4

Источник: Всемирный Банк

Перегрев ведет к инфляции, проблемам в банковском секторе и прочим негативным явлениям. В этой связи «Большая четверка» старается оптимизировать структуру кредитов, препятствуя росту кредитования в данном направлении и усиливая поддержку сельского хозяйства, бедных западных регионов и предприятий с надежным рыночным потенциалом. В результате совокупные инвестиции в сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбоводство и животноводство увеличились за первые три квартала 2004 г. на 21,4%.

Хотя «Большая четверка» быстро развивает такие новые виды бизнеса, как обслуживание кредитных карт или индивидуальное финансирование, традиционный бизнес пока остается для них основным. К примеру, за январь-сентябрь 2004 г. ПТБК привлек новых вкладов на 374,2 млрд. юаней ($45,3 млрд.). В связи с тем, что Народный Банк Китая поднял ставку процента на 0,27%, банки получили возможность привлекать больше вкладов.

По оценкам Standard&Poor’s, за первое полугодие 2004 г. доля неработающих кредитов у Банка Китая упала с 16,29% до 5,46% от объема активов. У СБК этот показатель за тот же период сократился с 9,12% до 3,08%. Что касается всего банковского сектора, который включает в себя 131 банк, то S&P полагает, что за два последних года доля невыплаченных кредитов упала с 50% до 35%.

Официальная статистика более оптимистична: она показывает падение с 17,5% до 13%. Но уменьшение доли «плохих» кредитов должно рассматриваться в свете быстрорастущих объемов кредитования. Эксперты полагают, что только за 2003 г. оно выросло на 20%. При таком подходе падение доли «плохих» кредитов оказывается почти полностью обеспечено ростом кредитования, а не списанием кредитов, как об этом заявил, например, СБК. Как утверждают аналитики гонконгского агентства Capital Intelligence, аналогичная ситуация сложилась в большинстве китайских банков.

Таким образом, быстрый рост объема нового кредитования в последние полтора года изменил соотношение «плохих» долгов и общего объема кредитов. При этом неясно, какая доля новых кредитов обернется «плохими» долгами. Если сейчас банки, выдавая кредиты, могут рассчитывать на общий рост экономики (табл. 1) и, соответственно, на более или менее надежную возвратность кредитов, то в случае торможения роста они могут снова столкнуться с ростом «плохих» долгов.

Обозначившийся резкий рост объемов кредитования проявит себя только через два-три года. Особую озабоченность вызывают кредиты, выдаваемые компаниям сектора недвижимости, крайне спекулятивного сектора в Китае. Кроме того, продолжается креди- тование государственных предприятий, которые и являются источником нынешних проблем.

Акционерная реформа банков и их листинг на биржах являются лишь созданием общей платформы для рыночной деятельности государственных банков. Сами по себе эти меры не решают проблемы, стоящие перед банками. Необходима внутренняя перестройка всей системы управления банков Китая для превращения их в современные коммерческие структуры, обладающие конкурентоспособностью на мировых рынках.

 

Юрий Цыганов. Март 2005

klendo@yahoo.com

Copyright (c) 2005 Yuri Tsyganov

Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора.

Для перепечатки требуется письменное разрешение автора

Hosted by uCoz