Между бизнесом и семьей

 

Валютный спекулянт, No.3 (41), 2003, с.50-52

Международный женский день в Австралии не является выходным, и 8 марта женщин не принято поздравлять с праздником. Цветы и подарки они получают, как правило, в День святого Валентина (14 февраля) или День матери (12 мая). Идеал австралийской женщины – хорошая мать и домохозяйка. Что касается политики и бизнеса, то представительницы прекрасной половины человечества не очень активно участвуют в деловой и политической жизни страны. Тем не менее в последнее время их роль заметно возросла.

Гладко было на бумаге

Австралия гордится тем, что первой признала избирательные права женщин и их право быть избранными в представительные органы власти. Это произошло в 1902 году. Однако первая женщина пришла во власть только в 1943 году. Это считается рекордом, так как нет другой развитой страны, которой бы потребовался 41 год, чтобы привести законодательную теорию в соответствие с практикой.

В реальности только в 70-е годы ХХ века началось формирование равноправия мужчин и женщин. Еще лет двадцать назад посещение паба, занятие силовыми видами спорта и прочие «мужские забавы» считались неприемлемыми для женщин. Сегодня утверждение о равных правах женщин и мужчин стало расхожей фразой. Женщины стали больше работать вне семьи, они больше учатся, чтобы выполнять свои служебные обязанности или вести собственное дело. Однако здесь они по-прежнему сталкиваются с неравноправием.

Результаты опроса более 500 выпускников Высшей школы управления при Университете Западной Австралии, опубликованные в середине 2002 г., показали, что женщины, занятые в управлении компаниями и предприятиями и обладающие магистерской степенью в бизнесе, получают зарплату, вдвое меньшую по сравнению с мужчинами той же квалификации, – AUD75 тыс. против AUD150 тыс. Исследование также выявило большой разрыв в росте зарплаты у мужчин и женщин после завершения образования – AUD71 тыс.у мужчин и AUD28 тыс.у женщин.

Карьера не ради денег

Настоящая пропасть в размерах заработной платы может быть частично объяснена тем фактом, что женщины с квалификацией магистра работают в среднем на менее значительных должностях и в более мелких фирмах, чем мужчины. Как правило, они моложе своих конкурентов-мужчин, проработали меньший срок после получения степени и не имеют таких значительных достижений в своей карьере.

Еще одним фактором, по мнению Леони Стилл,директора Центра «Женщины и бизнес» в том же университете, является большая ориентация мужчин на сколачивание личного состояния и их большая готовность озвучивать свои притязания на более высокую зарплату. После получения степени магистра мужчины продвигаются по службе быстрее, чем женщины. Как утверждает Стилл, мужчины больше жалуются на недостаточно быстрое продвижение, и это в конечном итоге окупается.

Женщины, говоря о преимуществах магистерской степени, зачастую упоминают некие абстрактные вещи. Они рассуждают о преодолении себя, расширении кругозора, получении большей уверенности в управлении организацией и лучшем понимании бухучета. Мужчины заинтересованы исключительно в дополнительном вознаграждении, а женщины довольствуются самим фактом получения степени, даже без вознаграждения.

По мнению авторов исследования, женщины все чаще проходят курс магистра в бизнес-управлении, так как хотят приобрести уверенность, необходимую для обеспечения конкурентоспособности в корпоративном мире, или намереваются открыть собственное дело. 25 лет назад лишь три женщины поступили на только что открывшийся тогда курс бизнес-управления в Университете Западной Австралии.Теперь они составляют 45%от общего количества студентов на этой специальности.

Исследование также показало, что женщины-магистры в бизнес-управлении гораздо чаще не замужем, и у них меньше детей, по сравнению с их конкурентами-мужчинами. 16%женщин и только 9%мужчин откладывали рождение детей из-за обучения в университете. У одной из каждых трех студенток и лишь у одного из каждых пяти студентов во время обучения возникали проблемы в семье.

Мужчины, не комплексуйте!

Существующая в Австралии корпоративная культура удивительным образом отрицает право женщин-менеджеров на семью и воспитание детей. Служащая, спешащая в школу к ребенку по окончании рабочего дня, воспринимается как особа, погрязшая в собственных заботах и не заинтересованная в делах фирмы. Мужчина, неторопливо уходящий с работы заранее, чтобы поспеть в такую же школу, считается надежным членом общества и «оплотом компании».

Когда в одной из крупных фирм проверили, кто засиживается сверхурочно дольше всех, то обнаружили двух женщин-менеджеров на последних месяцах беременности. Они панически боялись упреков в том, что беременность снижает их рабочую эффективность, и, засиживаясь допоздна, старались тем самым доказать обратное.

Увеличение экономической активности женщин вовсе не привело к соответствующему снижению их домашней нагрузки. Австралийское бюро статистики сообщает, что 65% неоплачиваемой работы приходится на женщин. Сюда входят домашние дела, работа волонтеров и услуги в местном сообществе. Мужчины тратят значительную часть своего неоплачиваемого рабочего времени на деятельность вне дома – уход за садом, за домашними животными, ремонт дома, перевозки и покупки.

Объем неоплачиваемой работы в 1997 году оценивался в $261 млрд., что эквивалентно почти половине австралийского ВВП. Эта цифра была получена путем применения коммерческих ставок почасовой оплаты ко времени, потраченному на неоплачиваемую работу.

Социологические исследования показали, что, по мнению австралийских женщин, их мужчины в общении неэмоциональны и холодны, что никак не способствует их успеху у женщин, а быстрое изменение статуса австралийских женщин привело к росту числа конфликтных ситуаций в компаниях между представителями разных полов.

Выяснилось,что австралийские мужчины, в отличие, скажем, от французов и итальянцев, даже не умеют вести беседы с женщинами. Поэтому в 2002 г. правительством страны специально для мужчин повсеместно были организованы курсы, обучающие искусству непринужденно вести разговор с представительницами противоположного пола. Целью этой образовательной программы является избавление мужчин от многих психологических комплексов.

В отличие от подавляющего большинства развитых стран мира, Австралия только в прошлом году узаконила на федеральном уровне декретные отпуска. До последнего времени, по свидетельству заместителя лидера партии лейбористов Дженни Маклин, менее трети работающих австралийских женщин имели возможность уйти в оплачиваемые декретные отпуска.

Этот «пробел»в системе социального обеспечения в условиях расширяющейся женской занятости в общественном производстве стал одной из причин падения уровня рождаемости в стране. А вопрос рождаемости является приоритетным для государства, озабоченного своим демографическим потенциалом.

Австралии угрожает перспектива стать обществом без детей из-за растущей нетерпимости к детям и отсутствия политики поддержки семей как в государственном, так и частном секторе. В 1997 году среднее число детей, приходившихся на одну женщину, составляло 1.74. Прогнозируется, что в 2030-е годы естественный прирост сократится до нуля.

По свидетельству сексологов, в стране увеличилось количество деловых браков, когда супругам интересно и выгодно вместе работать, но не более того. Подобные взаимоотношения между полами в Австралии позволяют объяснить следующий парадокс. По данным Австралийского бюро статистики, больше половины браков, зарегистрированных в Австралии в 1999 году, заключались между жителями разных государств. Бюро отметило проявившуюся в последние годы тенденцию австралийских мужчин жениться на азиатских женщинах. Самыми популярными невестами стали филиппинки. За ними вплотную следуют китаянки, а третье место прочно удерживают представительницы прекрасного пола из Вьетнама.

Все как в России...

Согласно прогнозам того же Бюро статистики, работающих женщин ждет не очень радостная перспектива. Картина прогноза далека от образа справедливого общества. Наоборот, растет пропасть между богатыми и бедными. Разница в заработках между низкои высокооплачиваемыми полностью занятыми работниками увеличивается, и самыми быстрыми темпами растут заработки наиболее высокооплачиваемых.

Число работающих женщин в Австралии увеличилось с 40% в 1970 г.до 55% в 2001 г., однако в советах директоров национальных компаний всего лишь 8% женщин. Хотя заработная плата представительниц прекрасного пола в Австралии была всегда меньше, чем у мужчин,в 1994-1998 гг. почасовые заработки женщин еще более снизились относительно почасовых заработков мужчин, и сейчас их зарплата в среднем на 30% меньше мужской.

Это происходит на фоне упадка профсоюзного движения:в 1992 г. в профсоюзах состояло 40% работающих, а в 1999 г. – только 26%. Все больше австралийцев соглашаются на менее надежные трудовые соглашения. В 1998 г. 27 % работников были на почасовой работе, что на 18% больше, чем десятью годами ранее.

Даже считающийся высокоприбыльным финансовый сектор Австралии переживает серьезные трудности. Обзор менеджерских должностей в одном из крупнейших банков Австралии и национальный обзор работников финансовой индустрии установили, что лица, занятые в финансовом секторе, сталкиваются с высоким уровнем незащищенности рабочих мест и низкой удовлетворенностью выполняемой работой.

Одновременно были выявлены снижение лояльности сотрудников, в особенности среди женщин-менеджеров старшего звена, и ощутимая потребность в повышении квалификации, в первую очередь среди работников, не занятых в менеджменте.

Существует заметная разница в моделях карьерного роста служащих-мужчин и служащих-женщин. Последние сосредоточены в службах по работе с клиентами и ведению счетов, записей и бухгалтерии. Они в основном работают неполный рабочий день. Продолжает сохраняться «стеклянный потолок», когда только 10% женщин, занятых в финансовом секторе, работают на управленческих должностях, в то время как среди мужчин эта доля составляет 46%.

Исследование процессов реструктуризации в одном из ведущих австралийских банков показало наличие высокого уровня так называемого «синдрома выживания», который включает в себя недовольство администрации банка, озабоченность перспективами карьерного роста и возросший стресс на рабочем месте. Сотрудники ощущают нарушение «психологического контакта», что подрывает их организационное усердие. Преодоление «синдрома выживания» является важнейшей задачей австралийской банковской индустрии.

Женщина-инвестор за рулем джипа

Модернизация общества в последние десятилетия поставила австралийских женщин перед выбором:работа или семья? Далеко не всегда умея совместить и то и другое, женщины отдают предпочтение общественной занятости, особенно те, кто относительно успешно делает карьеру и участвует в бизнесе.

Однако это вовсе не означает, что растет некая генерация «синих чулков», зацикленных только на своей работе. Всего два примера. За последние 10-15 лет женщины, приобретая все большую финансовую самостоятельность, значительно изменили облик пиво-алкогольной индустрии и автомобильного сектора Австралии.

В первом случае они создали новые стимулы для виноделия в противовес пивоварению. Во втором случае, перестав пользоваться машинами, подобранными для них мужчинами-партнерами, женщины диктуют свои приоритеты – это полноприводные внедорожники, причем используемые в основном в городе, а также малые автомобили.

На фоне этих, понятных современным россиянам, тенденций «любви к жизни» стала прорисовываться еще одна. Согласно последним исследованиям, австралийские женщины стали более активными инвесторами, чем мужчины. То есть прагматичность, стремление сколотить независимое состояние и обеспечить финансовую независимость уже больше не является исключительно «мужской» характеристикой. Отсюда можно предположить, что экономически привилегированное положение мужчин есть явление временное, и еще через двадцать лет ситуация может кардинально измениться.

 

Юрий Цыганов. Март 2003

klendo@yahoo.com

Copyright (c) 2003 Yuri Tsyganov

Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора.

Для перепечатки требуется письменное разрешение автора

Hosted by uCoz