Зона свободной торговли стран АСЕАН, Австралии и Новой Зеландии: реальные политические препятствия оказались сильнее потенциальных экономических выгод

 

На ежегодной встрече министров экономики стран АSЕАN, состоявшейся в этом году в начале октября в Чанг Маи на севере Таиланда, ключевым вопросом было изучение проблематики так называемого Более Тесного Экономического Партнерства (Closer Economic Partnership (CEP)) между странами АSEAN с одной стороны и Австралией и Новой Зеландией, с другой. Региональная встреча по торговле в повестке дня также имела переговоры с Европейским Союзом и обсуждение нового раунда переговоров Всемирной Торговой Организации, которая, как известно, в прошлом году на встрече в Сиэттле не смогла договориться о плане торговых реформ. Однако главной все-таки была встреча министров АSEAN со своими парнерами по пакту Более Тесных Экономических Отношений (Closer Economic Relations (CER)) из Австралии и Новой Зеландии, основной задачей которой было обсуждение доклада специализированной группы, которая рекомендовала создание бестарифной зоны на основе слияния Зоны свободной торговли АSЕАN (AFTA) и транс-тасманийской Зоны Более Тесных Экономических Отношений "в самые ранние сроки насколько это возможно". В докладе, подготовленном группой, утверждается, что создание такой зоны свободной торговли не только возможно, но и желательно, поскольку в результате появится единый рынок для более чем 530 миллионов человек и приведет к производству дополнительного совокупного дохода в US$48 миллиардов к 2020 году.

Доклад для обсуждения на встрече был подготовлен специализированной группой высокопоставленных официальных лиц из заинтересованных стран, включая бывшего вице-премьера Австралии Тима Фишера. Специализированная группа установила, что новая торговая зона удвоила бы совместный ВВП до $US1 триллиона, а также рекомендовала Австралии и Новой Зеландии отменить тарифы на товары из АSЕАN к 2005 году с тем, чтобы ведущие члены АSЕАN сделали то же самое к 2010 году. Точнее, шесть более развитых стран ASEAN (Индонезия, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бруней и Филиппины) должны были бы снять тарифы к 2010 году, а четыре новых менее развитых члена Ассоциации (Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Бирма) - к 2015 году. Речь идет о либерализации, которая должна охватить все товары, услуги и инвестиции, осуществляемые между вовлеченными странами. Достижение этой цели привело бы к ликвидации всех форм тарифных и нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами в сроки, совпадающими со сроками организации зоны свободной торговли в рамках Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АРЕС), то есть в 2010-2020 гг. Напомним, что Австралия добивалась возможности присоединиться к зоне свободной торговли АСЕАН в течение всех последних лет.

Надо сказать, что процесс развития сотрудничества движется достаточно быстро. Ведь еще полтора года назад вопрос о СЕР вообще отсутствовал в повестке дня. В то же время СЕР отсутствовал в повестке дня и нынешней встречи, и появилось оно там вопреки пожеланиям Австралии и Новой Зеландии. Ведь, первоначально, вопрос стоял именно о формировании зоны свободной торговли, и надежды на прогресс в этой области были очень высоки, поскольку на встрече высокопоставленных руководителей стран АSEAN за три дня до встречи в Чанг Маи была принята рекомендация к тому, чтобы в следующем году были начаты официальные переговоры относительно зоны свободной торговли AFTA-CER. Так, накануне встречи в Чанг Маи тайский премьер-министр Чуан Ликпай заявил, что усилия по укреплению связей с Австралией и Новой Зеландией есть, без сомнения, усилия в верном направлении.

Совершенно неожиданно, результаты встречи министров экономики стран АSЕАN, Австралии и Новой Зеландии оказались крайне разочаровывающими для Австралии. 6 октября Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АSЕАN) отвергла предложение об установлении зоны свободной торговли совместно с Австралией и Новой Зеландией, которая обладала бы совокупным ВВП в триллион долларов США. Вопрос о слиянии Зоны свободной торговли АSЕАN и транс-тасманийской Зоны Более Тесных Экономических Отношений в бестарифную зону для 12 стран и более чем 530 миллионов человек был снят из повестки дня после того, как три ведущих члена АСЕАН - Малайзия, Индонезия и Филиппины - отказались начать переговоры. В конечном итоге, министры экономики стран АSЕАN решили на своей встрече, что проект не оправдан политически для всех членов.

Вместо этого министры экономики АSЕАN договорились о намного более слабом с точки зрении перспектив развития продолжении сотрудничества между странами в виде СЕР. То есть предложенная зона свободной торговли между Австралией, Новой Зеландией и Юго-Восточной Азией была заменена более расплывчатой концепцией СЕР, которая практически не затрагивает даже вопросы тарифных барьеров. По-видимому, СЕР будет включать в себя такие моменты, как помощь развитию, передача технологий и е-коммерцию. Вице-премьер Таиланда Супачай Паничпакди заявил по этому поводу, что нельзя быть чересчур амбициозными, поскольку добиться слияния двух регионов не так-то просто. Ограничиться установлением СЕР между двумя регионами предложила Министр международной торговли и промышленности Малайзии Рафида Азиз. Остальные министры стран АSЕАN согласились передать предложения о СЕР руководству своих стран с тем, чтобы получить их мнение к следующей встрече, которая состоится через 12 месяцев. Что будет представлять из себя CEP двух регионов не совсем ясно. Оно должно быть шире, чем зона свободной торговли, принимая во внимание такие проблемы как нетарифные барьеры и региональные инвестиции и услуги. Это предложение еще нуждается в дополнительных уточнениях, но по крайней мер ясно одно - официальные лица вряд ли будут рассматривать ликвидацию тарифных барьеров между ASEAN и CER. В частности, Рафида Азиз однозначно заявила, что бестарифная зона не является частью ее концепции CEP.

По словам Азиз, на предложение относительно зоны свободной торговли надо смотреть в совокупности. Должно быть принято политическое решение, и необходимо иметь соответствующие условия. Сама по себе зона является вопросом политическим, а не чисто экономическим. Кроме того, Рафида Азиз заявила, что обстановка "просто не подходит" для начала переговоров, поскольку страны АSEAN и без того безмерно заняты своими обязательствами по AFTA и Всемирной Торговой Организации. Фактически, надо признать, что Малайзии удалось "спихнуть" план слияния AFTA и CER со стола переговоров, и нет никаких гарантий, что он туда снова вернется.

Министр торговли Австралии Марк Вайл уверенно говорил после встречи, что СЕР есть "важный шаг на пути более тесной экономической интеграции с Юго-Восточной Азией. В то же время, согласившись, что решение начать переговоры по AFTA-CER было идеальным выходом для Австралии, Вэйл дал понять, что это была жертва, чтобы "продолжать двигаться вперед темпами, приемлемыми для всех".

Противодействие, оказанное Малайзией проекту сотрудничества стран ЮВА и Австралии и Новой Зеландии, не было чем-то удивительным. Малазийский премьер-министр доктор Махатхир еще в начале июля провозгласил победу своего видения восточно-азиатского регионализма, который реализуется в форме региональной организации, не включающей США и Австралию. Известно, что западные страны воспрепятствовали созданию Восточно-Азиатского Экономического Форума, который доктор Махатхир предлагал в начале девяностых годов. Но сформированное в первой половине этого года объединение из стран АСЕАН и трех других участников (Китай, Япония и Южная Корея) фактически является тем же самым ВАЭФ, только под другим именем - АСЕАН плюс три (В ходе нынешней встречи министров экономики АSEAN были также проведены консультации с коллегами из Японии, Южной Кореи и Китая). Тогда - в июле - доктор Махатхир выразил надежду, что это образование из десяти стран станет гораздо более важной организацией, чем APEC, созданный по инициативе Австралии. По мнению, Малайзии APEC пытался ликвидировать не только ВАЭФ, но и сам АСЕАН и даже настроить одни страны группы против других. Одновременно доктор Махатхир заявил, что концентрация APEC на открытии рынков полезна только, если есть, что продавать. Малайзия мало что может предложить богатым рынкам, а вот оттуда многие хотят пролезать со своими капиталами в маленькие страны и задавить там местных конкурентов. Сегодня эта позиция реализовалась в подрыве только-только закладываемых основ новой зоны свободной торговли.

Отрицательное отношение Индонезии к проекту также понятно в связи с ее напряженными отношениями с Австралией, из-за активного участия последней в судьбе Восточного Тимора. Что же касается Филиппин, то они не хотят поддерживать более тесные экономические связи с Австралией после острых торговых споров, которые велись в этом году по поводу ананасов и бананов. Напомним, что торговый спор между Австралией и Филиппинами разгорелся в начале этого года в связи с неудачными попытками Филиппин ускорить процесс доступа на австралийский рынок своих бананов и ананасов. Спор начался в связи с австралийскими требованиями о прохождениии карантина, что вызывало задержку в поставках бананов и ананасов. Филиппины ответили волокитой в выдаче разрешений на импорт австралийского скота. А вскоре после этого Филиппины заявили о сокращении импорта живого скота из Австралии на 20% в течение пяти лет. Филиппины чувствовали себя особенно уязвленными, так как там рассматривают фруктовые статьи экспорта как ключевые для заполнения разрыва между филиппинским импортом из Австралии (A$1,6 млрд.) и экспортом в Австралию (A$409 млн.).

Министр торговли Филиппин Мануель Роксас на встрече министров заявил, что открытие рынков для товаров всегда желательный результат. Однако страны АSEAN должны продумать насколько интеграция с Австралией и Новой Зеландией может повредить их собственным отраслям экономики. Следует продумать темпы, с которыми страны ЮВА будут открывать рынки, чтобы это соотвествовало их нуждам, настаивал Роксас.

Негативная позиция Индонезии, Малайзии и Филиппин прогнозировалась, но ожидалось, что министры стран ASEAN примут ту формулу, что была согласована на встрече высокопоставленных официальных лиц за несколько дней до министерского форума, а именно - начать в следующем году переговоры о слиянии AFTA и CER и принять окончательное решение на следующей встрече министров экономики стран ASEAN, которая состоится через год во Вьетнаме. То есть окончательное решение дожно было быть отложено на год. Теперь же проект свободной экономической зоны оказался подвешенными в неизвестности.

Страны АSEAN, отвергнув де факто - по крайней мере на ближайший год - план слияния AFTA и CER в единую зону свободной торговли, сосредоточились на дальнейшем развитии AFTA. На 32-й встрече министров экономики стран АSEAN - это она и состоялась в начале октября в тайском Чанг Маи - министры первоначальной шестерки Ассоциации - Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд и Сингапур - подтвердили свои намерения реализовать AFTA к 2002 году. Однако применение Общего Эффективного Преференциального Тарифа в рамках AFTA к новым членам Ассоциации - Камбодже, Лаосу, Мьянме и Вьетнаму - будет происходить на договорной основе. В этом году 85% всех товаров (а это более 38,4 тысяч строк тарифной номенклатуры) из стран шестерки попадут в так называемый Inclusion List, который устанавливает тарифные ставки от 0 до 5 процентов. В 2001 году эта доля в листе увеличится до 90%. В ходе либерализации внутри-асеановской торговли, средний преференциальный тариф для 10 стран уже сократился до 4,43%, и он будет продолжать снижаться в 2001 году. Использование преференциального тарифа в рамках AFTA Брунеем, Индонезией, Малайзией, Филиппинами и Таиландом означает, что почти по всем видам товаров к 2002 году тарифы будут устанавливаться в пределах от нуля до пяти процентов. Исключение составляют только 60 наименований, главным образом сельскохозяйственных, для которых крайний срок наступит в 2010 году. В 2015 году придет очередь завершить такие же меры по снижению тарифов и для четвреки новичков АSEAN.

В то же время министры стран АSEAN отметили необходимость придать гибкость процессу внедрения Общего Эффективного Преференциального Тарифа в рамках AFTA, поскольку некоторые страны могут столкнуться с проблемами в ходе реализации. В этой связи был утвержден протокол относительно применения Листа временных исключений из тарифа. Это решение было стимулировано просьбой Малайзии отложить открытие рынка автомобилей и автомобильных запчастей и комплектующих до 2005 года вместо первоначально согласованного 2003 года. Малайзия обратилась с такой просьбой, поскольку поддерживаемый правительством "национальный автомобиль" Протон еще не в состоянии противостоять иностранной конкуренции.

До этой просьбы Малайзии никаких процедур или механизмов, позволявших стране-члену просить об отсрочке проведения снижения тарифов по определенным товарам, не существовало. Протокол относительно Листа исключений в следующем месяце должен быть подписан лидерами АSEAN на встрече Сингапуре в следующем месяце. Однако Малайзия за свою позицию подверглась серьезной критике. В первую очередь со стороны Таиланда, который, будучи крупнейшим автомбильным производителем региона, имеет очень большую заинтересованность в осуществлении поставок для автомобильного сектора Малайзии. Малазийский министр международной экономики и торговли Рафида Азиз со своей стороны объявила, что протокол ясно показывает прагматичный подход АSEAN к реализации AFTA. По ее словам, за исключением упомянутых блоков для автомобильной промышленности сегодня 96,5% тарифных позиций Малайзии находятся в Inclusion List. Тем не менее, одобренный протокол предусматривает взыскание компенсаций в пользу той стороны, что пострадает из-за задержек введения префернциального тарифа. Таким образом, Таиланд сможет требовать компенсацию у Малайзии.

Тайский премьер-министр Чуан Ликпай при открытии встречи министров экономики стран АSEAN сказал, что процесс либерализации в рамках свободной торговли АSEAN (AFTA) должен выйти за рамки сокращения и ликвидации тарифов на товары. Речь должна также идети об устранении нетарифных ограничений, поскольку практика показывает, что схемы либерализации торговли не работают, если не устранены как тарифные, так и не тарифные барьеры. Тайский премьер-министр также сообщил, что страны АSEAN предпринимают значительные меры по ускорению процесса формирования AFTA, улучшают инвестиционный климат и укрепляют то, что получило название Процесса надзора АSEAN за финансовыми и монетарными проблемами. Конечно, в ходе формирования зоны свободной торговли проявились и проблемы. Для этого необходим гибкий подход, учитывающий разную степень готовность участников к реализации проекта.

Как видим, среди участников AFTA нередки противоречия. Однако они постепенно решаются на основе переговорных процессов, в ходе которых идут взаимные притирки и делаются взаимные уступки. Страны АSEAN осознали необходимость экономической интеграции, и шаг за шагом движутся в этом направлении. Попытки Австралии вклиниться в этот процесс и стать его полноправным участником были пресечены странами АSEAN в первую очередь по политическим мотивам. К сожалению, наша страна не может похвастаться хорошими отношениями с ведущими членами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Это в свою очередь не дает ей возможности приступить к переговорному процессу, позволяющему выстроить отношения с экономическим партнерами, прояснить позиции и постепенно добиваться прогресса в выбранном направлении. Таким образом, политические трения лишают экономические инициативы точки опоры. Но это уже другой вопрос - вопрос о качестве австралийской внешней политики.

 

Юрий Цыганов. 14.10.2000

klendo@yahoo.com

Copyright (c) 2000 Yuri Tsyganov

Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора.

Для перепечатки требуется письменное разрешение автора

Hosted by uCoz