Hosted by uCoz
 

Краткий курс экономики Австралии

 

 

�Экономический обзор Австралии�, опубликованный ОЭСР в январе этого года, дает высокую оценку функционированию экономики Австралии в последние годы. Третий квартал 1991 года стал окончанием наиболее острой рецессии в австралийской экономике со времен Великой Депрессии. С этого момента ежеквартально фиксируется прирост ВВП. В прошедшем 1999 году годовой прирост ВВП составил 4,3%, что выше среднего долгосрочного темпа в 3,3% и выше чем темпы прироста у большинства стран-членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Особенность этого роста заключается в том, что он достигнут без значительного роста инфляции или требований увеличения зарплаты, а именно эти вещи убивают любой экономический рост.

 

Таблица 1. Валовый внутренний продукт Австралии

в постоянных ценах 1996-97 года (млн. авст. долл.)

Финансовый год

ВВП

ВВП на душу населения

1991-92

436,846

25,116

1992-93

453,063

25,767

1993-94

471,838

26,568

1994-95

493,689

27,498

1995-96

515,868

28,358

1996-97

532,204

28,948

1997-98

556,923

29,883

Источник: Австралийское Бюро Статистики

 

Эксперты увязывают возросшую стабильность экономической системы Австралии в период после 1945 года с тем, что в ее экономике все больше снижается важность таких �ненадежных� в современном понимании отраслей, как сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность. В отличие от обычных представлений Австралии удалось добиться большого прогресса в развитии постиндустриальной экономики, базирующейся на услугах. Последние годы наиболее быстро растущими секторами были торговля недвижимостью и предоставление бизнес-услуг, и, как ожидается, именно эти сектора станут крупнейшими в ближайшие несколько лет.

Экономический рост девяностых годов характеризовался высокой производительностью труда, размещением капитала в сферах наибольшей доходности и быстрой инновацией. Несколько важных решений экономической политики, таких как дерегуляция рынка, политика конкуренции и децентрализация рынка труда, стали основой этого процесса. Одним из важнейших факторов девятилетнего роста было решение правительства добиться профицита бюджета и его приверженность цели удержания инфляции в установленных рамках.

Инфляция оказывает воздействие на всю экономику в целом, но больше всего заботит правительство ее обратное воздействие на внешний баланс, экономический рост и уровень занятости. Последние три составляют главную часть макроэкономических целей правительства, поскольку эти три показателя непосредственно влияют на уровень жизни населения страны. Соответственно, снижение и поддержание относительно низкого уровня инфляции является важнейшим приоритетом австралийского правительства. Одновременно, поскольку уровень инфляции является фактором воздействующим на международную конкурентоспособность страны, австралийское правительство стремится обеспечить стабильность цен на уровне, сопоставимом с тем, что есть у ведущих торговых партнеров Австралии.

Безусловно, любые попытки удержать общий уровень цен на постоянном уровне обречены на неудачу. Таким образом, цель ценовой стабильности реализуется путем ограничения движения цен на �приемлемом уровне инфляции� вместо того, чтобы добиваться нулевой инфляции. Устанавливая цели ценовой стабильности и ее уровни, правительство исходит из текущей экономической ситуации и складывающихся в экономике ожиданий. Для того, чтобы обеспечить нормальное движение экономического цикла, уровень ценовой стабильности определяется как средний для определенного периода цикла. Соответственно, уровень инфляции может меняться относительно заданного уровня. Начиная с 1993 года, целевой уровень ценовой стабильности в Австралии устанавливается между 2 и 3 процентами. Как можно видеть из Таблицы 2, эта цель в целом реализуется на практике достаточно успешно.

 

Таблица 2. Индекс розничных цен, международное сопоставление

(индексы приведены в соответствие для целей сопоставления)

 

1992-93

1993-94

1994-95

1995-96

1996-97

1997-98

1998-99

Австралия

111.0

113.5

116.5

121.1

123.9

125.4

126.9

Новая Зеландия

108.7

109.4

110.5

111.9

113.7

114.9

116.9

Гонконг

130.8

140.1

151.4

160.8

168.2

175.1

174.0

Индонезия

129.0

137.8

150.3

163.7

174.1

232.7

368.3

Япония

106.8

107.9

107.8

107.3

108.2

112.4

112.4

Республика Корея

123.5

130.4

138.0

144.4

151.3

162.1

169.0

Сингапур

108.1

110.9

114.5

116.0

118.1

119.4

118.5

Тайвань

111.4

114.2

119.1

122.5

125.7

127.2

128.2

Канада

110.8

112.0

113.4

116.0

118.8

120.6

122.0

США

112.1

114.8

118.0

120.9

124.3

125.8

127.2

Германия

110.6

113.7

115.8

117.0

118.2

120.3

120.7

Великобритания

118.6

122.0

124.8

128.3

131.5

134.6

137.2

Источник: Австралийское Бюро Статистики

 

Функционирование австралйиской экономики после восточно-азиатского валютного и банковского кризиса 1997 года превзошло большинство ожиданий. Однако неизбежные негативные эффекты экспортного спроса в ослабленном региональном и глобальном экономическом окружении, ухудшение торгового баланса Австралии из-за падения мировых цен на товары и значительного роста импорта в связи с устойчивым внутренним спросом привели к расширению дефицита по текущим счетам, который вырос до 5,5% от ВВП за 1998-99 финансовый год в целом и 6% за первую половину 1999 года.

В девяностые годы австралйиский экспорт товаров и услуг значительно вырос, и, соответственно, выросла в номинальном и реальном выражении доля внутреннего производства, направляемого на экспорт. Экспорт промышленных товаров и услуг рос быстрее, чем экспорт сельхозпродукции и сырьевых товаров. Эти изменения отражают долгосрочную тенденцию усложнения эспортной структуры Австралии. Одновременно изменилось географическое распределение экспорта � если прежде он главным образом шел в европейские страны, то в 1997-98 финансовом году три четверти австралийского экспорта направлялось партнерам по форуму Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC). После тридцати лет относительной стабильности экспортная доля внутреннего производства Австралии в девяностые годы выросла. С конца пятидесятых годов до середины восьмидесятых этот показатель находился на уровне 15%, в 1997-98 году он достиг 21%.

 

Таблица 3. Экспорт австралийских товаров и услуг основным торговым партнерам

(млн. авст. долл.)

 

 

1991-92

1992-93

1993-94

1994-95

1995-96

1996-97

КНР

1,659

2,540

2,930

3,365

4,189

3,989

Германия

1,561

1,501

1,619

1,709

1,762

1,694

Гонконг

2,714

3,346

3,679

3,505

4,136

4,312

Индонезия

2,006

2,228

2,550

2,969

3,629

4,370

Япония

17,434

18,302

19,182

19,837

20,219

19,143

Республика Корея

3,626

4,367

5,281

6,130

7,783

8,285

Малайзия

1,606

1,794

2,400

2,734

3,077

3,156

Новая Зеландия

3,994

4,544

5,213

6,080

7,066

7,801

Сингапур

3,770

4,489

4,068

4,879

4,791

4,799

Тайвань

2,803

3,151

3,338

3,806

4,182

4,231

Таиланд

1,050

1,494

1,671

2,076

2,316

2,200

Великобритания

3,815

4,187

4,749

4,212

4,903

4,618

США

7,259

7,104

7,497

7,074

7,645

8,767

Все остальные страны

16,696

17,757

18,725

19,133

23,306

27,953

Все страны

69,993

76,804

82,902

87,509

99,004

105,318

Источник: Австралийское Бюро Статистики

 

Устойчивость внуреннего спроса в период азиатского кризиса стала очевидным фактором, который помог Австралии преодолеть негативное воздействие падения рынков, занимающих главное место в ее экспортной структуре, на экономический рост. Основы поддержания высокого внутреннего спроса были заложены разумным сочетанием макроэкономических шагов и шагов структурной политики, которые, в частности, поставили под контроль инфляцию, сократили заимствования общественного сектора и способствовали росту производительности. Высокие показатели роста производительности позволили осуществить значительное повышение реальной заработной платы, которое было обеспечено постепенным увеличением оплаты на единицу труда. Этот процесс поддержал ценовую стабильность со стороны трудовых издержек, а с другой стороны укрепил покупательную способность австралйиских семей.

Ценовая стабильность и реформа финансового рынка сделали доступными для частного сектора кредиты под относительно низкий процент, что расширило как индивидуальное потребление, так и частные инвестиции. Потребительские расходы также стимулировались доходами на капитал в связи с ростом цен на недвижимость и акции, которые пошли вверх после снижения ставок процента в 1995 году.

Падение мировых цен на товары, последовавшее за ослаблением мирового спроса вслед за азиатским кризисом, оказало понижающее воздействие на курс австралийского доллара. Однако сохраняющийся низкий уровень инфляции позволяет экономике приспосабливаться к снижению валютного курса, не принося в жертву среднесрочные целевые инфляционные уровни. Снижение валютного курса стабилизировало экспортные цены в австралийских долларах и улучшило международную ценовую конкурентоспособность Австралии, позволив перенаправить экспортные потоки в более процветаюшие регионы мира, в частности в США и Европу. Девальвация также обеспечивает поддержку секторам, конкурирующим с импортом, ограничивая обратный эффект от глобального снижения экономической активности. Негативный эффект, оказываемый девальвацией на баланс текущих счетов, был сдержан возросшими правительственными накоплениями в результате консолидации фискальной политики. Удачное макроэкономическое функционирование Австралии в период азиатского кризиса было в значительной мере обеспечено принятым властями сочетанием расширительной монетарной политики и фискальных ограничений.

В области отношений работников и работодателей большая гибкость в установлении условий труда увеличила вдвое темпы роста производительности труда. Однако многие эксперты считают, что правительственный Акт о Взаимоотношениях на Рабочем Месте (Workplace Relations Act), вступивший в силу в 1996 году, оказался неудачным, так как он не обеспечил ожидаемого значительного сокращения безработицы. Особую обеспокоенность специалистов вызывает постоянно высокий уровень безработицы молодежи - хотя уровень безработицы среди взрослых работников сократился до 6,7%, для лиц от 15 до 19 лет этот показатель составляет 25%.

Однако высокая молодежная безработица является глобальной проблемой, поскольку у молодежи не хватает квалификации и опыта, который защищает старших работников от колебаний рыночных условий на крайне зыбком рынке труда. В то же время растущая торговля с развивающимися странами оказывает свой негативный эффект, т.к. многие низко-квалифицированные рабочие места, обычно являвшиеся отправной точкой при входе на рынок, переместились за рубеж. Еще один фактор � это то, что молодежь не подготовлена к трудовой деятельности так, как подготовлены более старшие работники. Неоднократно, например, молодые люди в тестах на грамотность были хуже, чем старшие.

В целом, успешное экономическое развитие позволяет поддерживать высокие жизненные стандарты жителей Австралии. Более того, ожидается, что, если будут получены �дивиденды роста� новой экономики, процесс повышения жизненных стандартов ускорится. Если уровень жизни, рассчитываемый как ВВП на душу населения, вырос в Австралии вдвое за период после второй мировой войны, то эксперты предполагают, что следуюшее удвоение произойдет в течение ближайших 20 лет вместе с ростом информационной экономики.

Австралийский ВВП на душу населения, рассчитанный ОЭСР для международных сравнений, в конце 1998 года составлял 22600 долл.США. Это позволило Австралии занять тринадцатое место среди 29 членов ОЭСР. Непосредственно перед ней идут Япония (24100 долл.), Бельгия (24000 долл.) и Германия (22900 долл.). Сразу за Австралией следует Ирландия (22300 долл.), Франция (22100 долл.) и Италия (21700 долл.). Другим важным показателем уровня жизни является взятое в процентах отношение пенсионных фондов к ВВП, поскольку стареющее население есть проблема всех развитых экономик. Этот показатель у Австралии составляет 21,1%, и по нему она находится на восьмом месте среди стран ОЭСР.

Экономический портрет Австралии сегодня выглядит следующим образом:

  • в стране насчитывается 2,4 миллиона �бизнесов�, из которых 880 тыс. нанимают работников;
  • австралийские предприятия в настоящее время дают рабочие места 46,4% населения страны (42% - в 1951 г., 37% - в 1901 г.);
  • общий доход всех отраслей и �бизнесов� в 2000 г. составил около 1,7 трлн. долл.;
  • общие активы всех �бизнесов� и отраслей в этом году насчитывают 3,5 трлн. долл., не включая частное жилье (еще 1,4 трлн.);
  • средняя доходность австралийского бизнеса 14% (доход до уплаты налогов на фонды акционеров), что чуть больше половины того, что есть в США;
  • Австралия производит 1,3% мирового производства товаров и услуг;
  • из 20 стран с наивысшим уровнем жизни, у двенадцати население меньше, чем у Австралии;
  • в 1901 г. в Австралии было 275 отраслей, производивших ВВП в 24 млрд.долл. по сегодняшнему курсу, и уровень жизни составлял 5 тыс. долл. на душу населения, в 2001 г. в Австралии будет 465 отраслей, производящих ВВП в 660 млрд., и уровень жизни составит 34 тыс. долл. на душу населения;
  • 50 крупнейших отраслей (из 465) обеспечивают 59% всех доходов промышленности, на долю 50 наиболее мелких приходится менее 0,6%;
  • 70% австралийского ВВП в 2000 г. создается в сфере услуг (в 1900 г. � 51%);
  • первой экспортной отраслью Австралии была угледобыча: в 1792 г. уголь был продан американскому судну, в 2000 г. уголь является крупнейшим отдельно взятым экспортным товаром;
  • в 1900 г. крупнейшей отраслью в мире было сельское хозяйство, которое в 1950 г. обошло промышленное производство, оставаясь на первом месте и в 2000 г. Однако в США в 1998 году сектор недвижимости и бизнес-услуг вышел вперед производства. В Австралии это произойдет в 2005 году;
  • наиболее зависимыми от первичных отраслей (сельское хозяйство и горнодобыча) штатами являются Западная Австралия (21% от ВВП) и Северная Территория (17%), наименее зависим � Новый Южный Уэльс (4%)
  • средняя недельная зарплата при полной занятости составляет 888 долларов, что эквивалентно 46176 долл. в год.

 

Как было сказано выше, в 1999 году австралийский ВВП вырос на 4,3% в опоре на значительное расширение частных потребительских расходов, продолжающийся рост инвестиций и высокий уровень приобретения акций. По прогнозам, экономический рост продолжится и в 2000 г., но более медленными темпами (около 3,4%). При снижении темпов роста он, вероятно, будет более сбалансированным. На темпах роста скажется снижение курсов акций, но в то же время торговый баланс станет положительным (впервые за последние три года). Частные потребительские расходы будут по-прежнему довольно быстро расти (хотя и медленнее, чем в 1999 г.). На них будет оказываться разнонаправленное воздействие � с одной стороны, значительным сокращением подоходного налога для индивидуальных доходов во второй половине 2000 года, а с другой стороны, более высокими официальными ставками процента. Последнее также затормозит увеличение расходов на инвестиции.

По прогнозу, составленному ECONOMIST INTELLIGENCE UNIT, темпы роста ВВП еще больше сократятся в 2001 году. Затормозится расширение частного потребления по отношению к высоким уровням девяностых и 2000 г., поскольку эффект снижения подоходных налогов рассеется и в полную меру вступит эффект GST. Однако ожидается, что будет по-прежнему расти экспорт, поскольку все более очевидным становится экономическое восстановление Азии. На перпективу до 2004 г. рост экспорта станет базой для дальнейшего экономического роста.

Обзоры инвестиционных намерений, хотя и менее негативные, чем в предыдущие кварталы, продолжают прогнозировать сокращение инвестиций в частном секторе. Так, прогноз инвестиций в горнорудной промышленности остается неблагоприятным � последние оценки новых инвестиций в отрасль в 1999-2000 г. На 35% ниже соответствующих оценок для 1998-1999 года. Низкие цены на товары и относительно медленный рост спроса являются тому главной причиной. Хотя в последние месяцы мировые цены на минеральные ресурсы стали расти, требуется определенное время для того, чтобы этот рост трансформировался в новые проекты или расширение отрасли. Последние оценки производственного сектора в 1999-2000 г. на 10% ниже соответствующего уровня 1998-1999 года. Хотя компании еще, без сомнения, будут уточнять свои намерения и могут увеличить свои инвестиционные обязательства, но исходя из общего экономического климата, ясно, что пик инвестиций в данный период времени пройден. Однако более высокие цены на товары в течение последующих пяти лет, которые по прогнозам должны расти на 3,6% в год, должны привести к восстановлению бизнес-инвестиций. Более высокие цены на товары будут определяться устойчивым мировым спросом � среднемировые темпы роста ВВП в 2004 г. достигнут 4,2%.

Тем не менее, по мнению ECONOMIST INTELLIGENCE UNIT среднегодовой рост ВВП Австралии в 2002-2004 гг. будет оставаться на уровне 3,5-4,5%, возрастая к концу этого периода. Несмотря на то, что эти темпы несколько ниже темпов второй половины девяностых годов, они все равно впечатляющи. Ряд факторов должен помочь сохранению таких темпов в последующие несколько лет. У Австралии есть все возможнности воспользоваться достижениями технологического развития, из которого развитые страны уже извлекают немалую пользу. Со своим высоким уровнем использования компьютеров и интернета, открытостью в торговле и конкурентоспособной предпринимательской средой Австралия вполне может расти темпами превышающими 3,5%.

Свою роль также призвана сыграть развертывающаяся в последние годы микроэкономическая реформа. Она рассматривается как ключевое звено в обеспечении будущего благосостояния австралийцев. Реформа направлена на создание стимулов к большей производительности. А это в свою очередь ключ к обеспечению более высокого уровня жизни. Это подразумевает совершенствование использования ресурсов � природных, финансовых и людских. Одновременно микроэкономическая реформа призвана дать обществу больше ценностей, выше качество и более широкий выбор. Таким образом, микроэкономическая реформа играет важную роль в повышении благосостояния, расширении возможностей и социальной поддержки, т.е. основных составных частей благоприятного существования австралийского сообщества.

Ряд шагов реформы уже был осуществлен, а ряд еще предстоит реализовать. Австралия добилась больших достижений в сфере реформы финансовых рынков и налогообложения, защиты первичных и производящих отраслей, авиации, морского транспорта, телекоммуникаций и государственных предприятий. Дальнейшие меры охватывают автодорожный и железнодорожный транспорт, производство и распределение электроэнергии, взаимное признание Содружеством, штатами и территориями стандартов и правил, и рынок труда.

В целом, как можно видеть, экономика Австралии развивается успешно. Лучше многих других, показывая достаточно высокую устойчивость. Прогнозы и перспективы среднесрочного развития также выглядят благоприятными. Правда, как водится, не все выиграют от этого, но это уже совсем другой вопрос.

 

Юрий Цыганов. 12.06.2000

klendo@yahoo.com

Copyright (c) 2000 Yuri Tsyganov

Для перепечатки требуется письменное разрешение автора