к.э.н. Ю.Цыганов
Экономические рефрмы в
КНР и модернизация НОАК
Не первый год западные средства массовой информации полны алармистских публикаций относительно быстрого китайского экономического роста и сопутствующего ему наращивания военной мощи. Например, характерна обложка одного из номеров авторитетного журнала "The Economist": сверхгигантская панда нависла над западными небоскребами и центральный заголовок - "Китай выходит из тени"
Без сомнения, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) является важным фактором, влияющим на региональную безопасность. В последние два десятилетия вместе с наращиванием экономического потенциала КНР медленно, но неуклонно, проводит модернизацию своих вооруженных сил, многочисленных, но технически отсталых. Как справедливо отмечает Майкл Д.Свэйн, Китай сегодня представляет собой наиболее критическую, и наименее понятную, переменную в будущей структуре безопасности в Азии, поскольку сохранение нынешних тенденций ведет к становлению Китая как доминирующей военной и экономической державы в Азии, способной к выдвижению своих военно-воздушных, сухопутных и военно-морских сил далеко за пределы собственных границ
4. Об этом же говорит Ю Цзи, утверждая, что логично, если новая военная доктрина Китая приведет ко все дальнейшему выдвижению НОАК от своих границ, и тем самым будут созданы предпосылки для изменений в региональном стратегическом балансе5.Все это - вместе с некоторыми территориальными спорами, например, по поводу островов в Южно-Китайском море, а также в связи с военными акциями в Тайваньском проливе - является основой для растущих тревог со стороны соседей континентального Китая относительно его превращения в сверхдержаву. Тем более, что субрегион Северо-Восточной Азии отличается особой структурой отношений. Три ведущих державы - Россия, Китай и Япония - имеют исторический опыт враждебного противостояния. Здесь расположены зоны одних из наиболее острых конфликтов - вокруг Тайваньского пролива и на Корейском полуострове. Причем в регионе пока не созданы структуры, которые как в Европе могли бы
выполнять посреднические функции при разрешении конфликтов. В этих условиях становление КНР как сверхдержавы является важной проблемой региональной стабильности и безопасности. Не исключено формирование новой, китаецентричной, системы безопасности, в которой многие азиатские страны все больше будут ориентирваться на Пекин, а роль США и их союзников снизится.Экономические реформы позволили НОАК начать переход от количественного к качественному развитию. Китайские военные извлекли уроки из конфликтов восьмидесятых годов (ирано-иракская война, Фолкленды, атаки с американских авианосцев против Ливии) и убедились в необходимости развивать ракетное оружие, электронные средства защиты и автоматизированные виды вооружений. Война в Персидском заливе подтвердила это. Хотя, возможно, традиционное военное мышление, базировавшееся на стратегии "народной войны" все еще оказывает свое влияние. Ведь высшее военное руководство ориентировалось на эту стратегию в течение всей свеой длительной профессиональной карьеры. Тем более, что опыт Вьетнама и Афганистана показал, что и идея "обескровливания завоевателей" имеет право на существование.
Доктрина "народной войны" наилучшим образом отражала оборонительные потребности страны в тот период, когда единственными "конкурентноспособными" военными ресурсами Китая были лишь большие людские массы и географические просторы, а низкий уровень экономического развития позволял игнорировать военные потери на начальной стадии войны. На этой основе и появилась специфическая стратегия "заманивания" противника и навязывания ему войны на истощение
6.Однако уже в семидесятые годы пришло понимание того, что доктрина "народной войны" слабо отражает сложившуюся реальность. Китайскому военному руководству стало ясно, что в случае, например, военного конфликта с СССР придется иметь дело с высокомобильными частями с высокой огневой мощью, ориентированными на ведение ограниченной войны. Поэтому появилась концепция "народной войны в современных условиях", уделявшая большее внимание современному вооружению, а не только человеческому фактору
7. В дальнейшем китайское руководство выработало линию постепенного повышения боевых возможностей НОАК с малыми затратами.В связи с этим была пересмотрена стратегия
НОАК, ее концепция "народной войны" сменилась концепцией "борьбы современным оружием в условиях высоких технологий". Прежде оборонительная стратегия базировалась на модели балансирования между двумя сверхдержавами, но распад Советского Союза изменил эту модель. В настоящее время хотя США является единственной сверхдержавой, пытающейся абсолютно доминировать в мире, китайские аналитики вряд ли рассматривают любое прямое военное столкновение с ними как возможное. Как отмечает Роберт А. Скалапино, существует возможность избежать тех крупных конфликтов, каковые были в двадцатом столетии, поскольку никто сегодня не может выиграть крупную войну: полной победы быть не может, пострадают все8. В первую очередь НОАК готовится иметь дело с региональными проблемами.В целом, китайское руководство считает, что изменения в мире и в регионе создают более комплексное, мультиполярное стратегическое окружение и гораздо больший региональный акцент на экономические и технологические средства (в противовес чисто военным) реализации государственных интересов и обеспечения безопасности. Для Китая все эти изменения являются смесью возможностей и вызовов. С одной стороны, они усилили уверенность Пекина в способности избегать крупных конфликтов и влиять на внешние события в Азии, учитывая отсутствие масштабной внешней угрозы, большие возможности для дипломатических маневров в условиях многополярности и общий региональный упор на экономику. С другой стороны, эти изменения создают ряд точек нестабильности и неопределенности, что подрывает эту уверенность, особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе
9. С китайской точки зрения это может вызвать вдоль китайских границ малые конфликты и военные споры (локальные войны), многие из которых связаны с территориальными спорами и гонкой вооружений в регионе.Здесь есть определенное отличие китайской оборонной политики от китайской внешней политики. Если последняя сориентирована на предотвращение кризисных ситуаций дипломатическими средствами, то оборонная политика исходит из наихудшего сценария: состоявшийся вооруженный конфликт. Надо учитывать, что командование НОАК имеет значительное влияние в четырех сферах: определение национальных стратегических целей, выработка внешней политики, выработка оборонной политики, проведение стратегических исследований, анализа и разведки
10. В то же время существующее взаимодействие между высшим гражданским и военным руководством носит "в высшей степени неформальный и персонифицированный характер". Поэтому степень влияния НОАК теперь может подвегнуться изменениям в зависимости от позиции Президента Цзян Цзэминя.Оценка Пекином структуры международных отношений сегодня исходит из того, что падение коммунизма в Восточной Европе и распад СССР привели к распылению международных сил, поскольку исчез двуполюсный мир. По мнению китайского руководства, в ближайшем будущем возможности США, как единственной мировой сверхдержавы, влиять на международные дела будут постепенно уменьшаться. Таким образом, мир идет к многополярной структуре, в которой сбалансированы различные державы и крупномасштабные конфликты маловероятны. Поэтому обычные военные факторы теряют свое значение, и на первый план выходит развитие технологий, повышение образовательного уровня, усиление экономической мощи.
Отход от стратегии "народной войны" означает, что меняется иерархия приоритетов НОАК: в соответствии с новым пониманием мирового порядка в период после "холодной войны" НОАК на основе успехов экономических реформ сделала своим приоритетом НИОКР в области передовых видов вооружений. Раньше способность ракетных войск стратегического назначения нанести ответный удар стояла на первом месте, далее шло материальное обеспечение армии, а затем - вооружения и оборудование для ВВС и ВМС (в развитии обычных вооружений, приоритет отдавался противотанковому и противовоздушному вооружениям и дальнобойной артиллерии). Приоритет отдавался сухопутным силам перед ВВС и ВМС, а ВВС оценивались выше, чем ВМС. С конца восьмидесятых эти приоритеты изменились. Конечно, ракетные войска стратегического назначения сохранили свою первоочередную приоритетность, но одновременно большое значение для НОАК приобрели НИОКР в области вооружений для ВМС и ВМФ. Сейчас стоит задача трансформации отсталой армии, базирующейся на пехоте, в современные вооруженные силы, способные вести локальные войны высокотехнологичным оружием.
Планы НОАК включают расширение коммуникационных сетей (в частности, спутниковой связи), ускорение разработки оборонной космической программы, выработка электронных технологий (технологии точного наведения ракет, быстродействующие компьютеры, мощные лазерные установки и проч.), развитие вооружений для ВВС (системы управления и системы раннего оповещения, дозаправка в воздухе, системы противоракетной обороны), наращивание
возможностей морской авиации, использование нового поколения подводных лодок, разработка авианосца. В этой связи в 1986 г. была принята десятилетняя программа развития науки и техники, направлененная на повышение качественного уровня вооружений. В то же время ускорена модернизация ракетных войск стратегического назначения: Китай испытал нейтронную бомбу (хотя и проводит политику неприменения ядерного оружия первым), внедрил системы электронного контроля и предпринял ряд других шагов.В настоящее время ключевым препятствием для качественного развития НОАК является нехватка финансирования. В последние годы оборонные расходы неуклонно увеличивались: в 1991-1995 гг. годовой прирост составил 17,5% (см.Таблицу
1) в то время, как в 1986-1990 гг. он составлял 9,5%. При этом доля расходов на оборону в государственном бюджете составляет весомую долю - около 10%. Тем не менее, бюджет в размере около 7 млрд.долл.США недостаточен для содержания крупнейших в мире вооруженных сил. При оценке оборонной политики руководства КНР очень важно определить уровень военных расходов, поскольку изменения в этой области являются отражением изменяющихся оценок угроз или свидетельствуют, что государство осуществляет потенциально агрессивное военное строительство. Очевидно, что определение реального уровня военных расходов КНР крайне трудно (и даже невозможно) из-за отсутствия полной и достоверной информации.Здесь следует учитывать, что НОАК получает вооружения и оборудование по субсидированным ценам, и она вовлечена в хозяйственную деятельность и торговлю оружием, что обеспечивает ей внебюджетные источники финансирования. Кроме того, расходы на оборону осуществляются за счет других бюджетных статей. Таким образом, военные расходы должны быть переоценены в сторону увеличения, хотя здесь нет единого мнения: эксперты утверждают, что реальный уровень в три-десять раз выше официального. Например, находящийся в Лондоне Международный институт стратегических исследований считает, что в 1994 г. Китай израсходовал на оборону 28 млрд.долл.США, а с учетом паритета покупательной способности эта сумма вырастает до 60 млрд.
11В 1997 г. официальный военный бюджет был увеличен по сравнению с предыдущим годом на 12,7% при спрогнозированном уровне инфляции не более 6%. Оборонные расходы в госбюджете составили 80,57 млрд.юаней (9,7 млрд.долл.)
12. Причем на 15-20% увеличено денежное содержание офицеров.
Таблица 1. Госбюджет КНР и оборонные расходы (в млрд.юаней)
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
|
Госбюджет |
|||||
Доходы |
314,9 |
348,3 |
434,9 |
521,8 |
624,2 |
Расходы |
338,7 |
374,2 |
464,2 |
579,2 |
682,4 |
Баланс |
-23,8 |
-25,9 |
-29,3 |
-57,4 |
-58,2 |
Оборонные расходы |
|||||
Всего |
33,03 |
37,78 |
42,58 |
55,07 |
63,67 |
Прирост (%) |
14,0 |
12,6 |
11,3 |
22,7 |
13,5 |
Доля в расходах госбюджета (%) |
9,8 |
10,1 |
9,2 |
9,5 |
9,3 |
Источник: Статистический ежегодник Китая 1996. Пекин, 1996
, сс.223,231Пытаясь разрешить финансовые трудности, НОАК участвует в хозяйственной деятельности, и это участие - не новое явление. Пятьдесят лет назад Мао Цзэдун утверждал, что "производственная деятельность масс" в военных частях есть одна из форм так называемой кооперативной экономики. Но с началом экономических реформ в КНР радикально изменился характер участия НОАК в хозяйственной деятельности: самоподдержка сменилась зарабатыванием денег. Эта деятельность быстро расширялась в восьмидесятые годы, и особенно после 1992 г., когда поездка Дэна Сяопина
на юг дала зеленый свет интенсификации экономической активности НОАК.Сегодня НОАК управляет от 10 до 20 тыс предприятий, приносящих прибыль
13. По оценкам, до половины личного состава сухопутных войск, т.е. более миллиона человек, в действительности не являются солдатами, а заняты в коммерческой деятельности, обеспечивают перевозки и работают на станках на фабриках14. В военных планах теперь уделяется большое внимание гражданским контрактам, на которые приходится до 70% производства (например, военные предприятия дают 50% всего производства фотоаппаратов, 65% производства велосипедов, и 75% желтых микроавтобусов, широко используемых в качестве такси). Как сказывается вся эта деятельность на НОАК как военной организации, не происходит ли снижение ее профессионального уровня?Вероятно, это воздействие не настолько серьезно, как в российских вооруженных силах, где, например, группа солдат в 1996 г. незаконно распродала автомобильные аккумуляторы и карбюраторы от противовоздушных ракетных установок, из-за чего три противовоздушных подразделения в Московской области утратили боеспособность. Результаты этого процесса, который может снизить боеготовность НОАК и ее профессиональные качества, будут видны только в будущем. Тогда потребуется широкомасштабное сокращение хозяйственной деятелньости НОАК. Сегодня же эта деятельность ослабляет финансовое давление на военное руководство, улучшает условия жизни и боеспособность частей НОАК. С другой стороны, это влияет на профессионализм военных и создает риск децентрализации в вооруженных силах. Кроме того, поскольку НОАК участвует в хозяйственной деятельности она сталкивается с одной из наиболее острых проблем экономических реформ КНР - проблемой коррупции и "черного рынка". Вряд ли следует сомневаться в том, что если хозяйственная деятельность станет главным занятием большинства частей в НОАК, то ее военные
возможности пострадают.Таким образом, экономические реформы оказывают двойственное воздействие на НОАК. С одной стороны, они позволили начать модернизацию вооруженных сил. Но поступающее финансирование достаточно только для содержания персонала и проведения базовой подготовки, и НОАК предпринимает различные меры для того, чтобы обеспечить значительное повышение уровня вооружений. В частности, в Пекине было принято решение о сокращении численности НОАК. Было демобилизовано более одного миллиона солдат и офицеров. К 1990 г. численность НОАК уменьшилась с 4238 тыс.чел. (1978 г.) до 3199 тыс., т.е. на 25%
15. Были сняты с вооружения устаревшие образцы вооружений (к 1995 г. 10 тыс. стволов артиллерии, 1100 танков, 2500 самолетов, 610 кораблей). Эти шаги позволили перебросить часть средств, прежде расходовавшихся на содержание персонала, на совершенствование вооружений. Также используются и внебюджетные средства.Генеральный секретарь Цзян Цзэминь объявил на XV съезде КПК (сентябрь 1997 г.) о том, что Пекин планирует еще уволить из вооруженных сил 500 тыс. человек в последующие три года
16. Предыдущее сокращение численности армии было связано с первым этапом военной реформы. В ходе первого этапа было сокращено количество региональных командований с 11 до 7, строительные и железнодорожные части были выведены из состава НОАК, 36 армий были сведены в 25 комбинированных корпусов17.Сейчас можно говорить о начале второго этапа военной реформы, нацеленного на ее углубление, в частности на совершенствование новой структуры комбинированных войск. Новое сокращение, связанное со вторым этапом, планировалось уже в 1989 г., но после Тяньаньмэньских событий оно было отложено. Сокращение вооруженных сил дает не только возможность высвободить дополнительные средства на модернизацию, но и позволяет увеличить численность китайской вооруженной полиции, которая насчитывает один миллион человек: ожидается перевод новых подразделений из НОАК в полицию.
Вместе с тем экономические реформы принесли с собой проблемы, касающиеся участия НОАК в хозяйственной деятельности и ухудшением ситуации в китайской оборонной промышленности. Китайская оборонная промышленность, которая строилась по советскому образцу, имела приоритетное финансирование и первоочередное обеспечение ресурсами, а в процессе реформ стокнулась с серьезными трудностями (избыточные производственные мощности, финансовые ограничения, отток квалифицированной рабочей силы, снижение технических стандартов). По существу, Китаю требуется несколько десятилетий, чтобы достичь уровня своих соседей по треугольнику США-Россия-Китай (даже несмотря на то, что уровень России резко снизился).
Уникальную возможность сократить отставание предоставили Китаю российские поставки современных вооружений. Россия поставила и планирует поставлять передовые виды вооружений, включающие истребители "Су-27", зенитно-ракетные комплексы "С-300ПМУ-1", подводные лодки класса "Варшавянка", системы залпового огня "Смерч", противотанковые реактивные системы типа "Метис" и "Конкурс", скорострельные корабельные артиллерийские установки класса "АК-630",
морские зенитные пушечно-ракетные комплексы "Каштан", эскадренные миноносцы класса "Современный" (на вооружении эсминцев восемь пусковых установок самых современных сверхзвуковых противокорабельных ракет "Москит" и две пусковые установки зенитных управляемых ракет "Штиль"), танки Т-80У и Т-90С, боевые машины пехоты БМП-3, БТР-80, многоцелевые вертолеты "Ми-28Н" и "Ка-50", зенитно-ракетный комплекс "Тор-М1", самоходные артиллерийские орудия "Мсту-С" и "Вену", зенитный пушечно-ракетный комплекс "Тунгуска"18. Российские самолеты "Ил-76" могут стать основой для установки радиолокационной системы раннего оповещения "Фалкон", о закупке которой в июле 1996 г. Китай достиг соглашения с Израилем19.Кроме того, и даже в первую очередь, Китай хотел бы приобретать технологии производства российских вооружений. В 1996 г. Китай приобрел у ОКБ "Сухого" лицензию на производство в Шэньяне двухсот истребителей "Су-27". В целом, соотношение российских поставок в Китай технологий и боевой техники составляет 7:3 в пользу вооружений, хотя Пекин хотел бы, чтобы это было наоборот
20. Особая важность российских поставок вооружений определяется, во-первых, тем, что они осуществляются в условиях западного эмбарго на такие поставки для Китая, а, во-вторых, тем, что Китай имеет технологическую базу, созданную в свое время на основе передачи советских технологий при помощи советских специалистов. Приобретение передовых образцов российских вооружений позволяет повысить уровень китайских специалистов и подготовить военный персонал (в том числе в российских военных вузах) к работе с современным оружием. Все это способствует ускорению собственных разработок Китая в области передовых вооружений и облегчает процесс их внедрения.В декабре 1992 г., накануне первого визита Б.Н.Ельцина в Пекин, информационное агентство Киодо Цусин со ссылкой на "информированные китайские источники" сообщило о секретном докладе Военного совета ЦК КПК. В документе указывалось, что тесное военное сотрудничество с Россией и другими республиками бывшего СССР позволит в перспективе добиться отмены введенного после событий на Тяньаньмэне эмбарго стран Запада на экспорт в Китай военных технологий. Составители доклада также подчеркивали, что модернизация вооруженных сил Китая посредством импорта дешевого российского оружия обеспечивает экономию необходимой стране твердой валюты.
Действительно, Франция, Германия, Италия, Испания заинтересованы в отмене эмбарго с тем, чтобы поддержать свою военную промышленность. В свою очередь Китай проявляет интерес, например, к французским разработкам реактивных двигателей для военных самолетов, в частности истребителей J10 и морских истребителей-бомбардировщиков SB-7, современным системам ПВО и средствам модернизации флота. В 1996 г. Китаю удалось приобрести у английских "Джи-И-Си-Маркони" и "Рэкел-Торн" РЛС для обнаружения угрозы с моря и воздуха на том основании, что подобное разведывательное оборудование не способствует укреплению наступательных возможностей
21.В настоящее время невозможно утверждать, что НОАК представляет для кого-то угрозу за рубежом. Как утверждает Б.Харланд, и, по-видимому, справедливо, Китай может стать агрессивным, только если почувствует, что его загоняют в угол на основе американской политики "сдерживания"
22. В целом, сегодня позиция китайских военных определяется оборонительными потребностями. Тем более, что Китаю приходится иметь дело с рядом крупных держав в регионе.Так, например, неясные российские перспективы и нарастающий национализм могут таить в себе угрозу. Япония пытается повысить свой политический статус, с чем неизбежно связано наращивание военных сил. Пекин негативно отреагировал на новый американо-японский договор безопасности, определивший пути взаимодействия Японии и США в мирное или военное время в районах, окружающих Японию. Новый договор расширяет сферу деятельности японских сил самообороны (размещение минных тральщиков, обеспечение материальной и административной поддержки американских войск, контроль за морскими коммуникациями, перехват судов). Беспокойная реакция Китая на договор определяется прежде всего опасениями, что Япония окажет помощь США в случае конфликта в Тайваньском проливе (тем более, что ни Токио, ни Вашингтон не исключили четко Тайвань из потенциональных точек конфликтов, охватываемых договором), а в более широком плане, что договор является важным звеном в обеспечении политики "сдерживания" растущей китайской мощи и влияния. Не может не вызывать негативной реакции и постоянная конфронтация с США по широкому кругу проблем - от прав человека до торговли оружием и дисбаланса в двусторонней торговле. При том, что США остаются доминирующей военной державой в АТР и стараются влиять почти на все процессы и конфликты в АТР. Все это создает объективные стимулы для КНР проводить модернизацию своих вооруженных сил, а экономические успехи предоставляют для этого определенные возможности.
Следует сказать, что позиция Пекина в отношении Тайваня носит иной характер. В своей речи на XV съезде КПК Генеральный секретарь Цзян Цзэминь сказал, что "следует всемерно использовать мирную форму объединения, но нельзя взять на себя обязательство отказаться от применения военной силы", оговорившись, что военная сила направлена не на тайваньских соотечественников, а на те внешние силы, которые вмешиваются в процесс объединения Китая
23. Именно силовые акции ухудшили в последнее время отношения между двумя сторонами пролива. КНР с июня 1995 г. (в связи с поездкой президента Тайваня Ли Дэнхуэя в США) в одностороннем порядке прекратила консультации между тайваньским Фондом обменов через Пролив и пекинской Ассоциацией за развитие отношений через Тайваньский пролив, а в июле и агусте того же года Пекин провел в проливе военные учения с пусками баллистических ракет. В марте 1996 г. в связи с выборами на Тайване материковый Китай организовал новые военные учения и пробные пуски ракет в сторону Тайваня.Таблица 2. Вооруженные силы КНР и Тайваня (1995 г.)
КНР |
Тайвань |
|
Личный состав, тыс.чел. |
3030 |
442 |
Резервисты, тыс.чел. |
1200 |
1657 |
Ракеты (включая средней дальности и межконтинентальные) |
86 |
0 |
Сухопутные войска, тыс.чел. |
2300 |
240 |
Основные боевые танки |
7500-8000 |
570 |
Боевые самолеты |
более 5000 |
около 1000 |
Основные надводные корабли |
50 |
38 |
Подводные лодки (дизельные) |
47 |
4 |
Ядерные подлодки |
6 |
0 |
Источник: The Military Balance. 1996-1997
, London, p.178-180Как можно видеть из таблицы 2, по обе стороны Тайваньского пролива сосредоточены серьезные силы. При несомненном численном превосходстве НОАК, она по-прежнему является и в обозримой перспективе будет оставаться технически отсталой, что сводит на нет это превосходство при попытке прямого использования вооруженных сил против Тайваня. На попытку материка улучшить боевые возможности своей авиации путем закупки 50 российских "Су-27" Тайвань ответил закупкой 150 американских истребителей F-16А/В и 60 французских многоцелевых самолетов Mirage 2000-5. Кроме того, Тайвань при технической поддержке США разработал собственный истребитель "Цзин Го" и собирается произвести до конца столетия 140 самолетов. В целом, можно предположить, что баланс сил между материком и островом довольно стабилен, и можно ожидать, что конфликт сохранит свой вялотекущий характер.
Несмотря на то, что в рамках "большого Китая" последнее десятилетие неуклонно развивается процесс экономического взаимодействия между Тайванем и материковым Китаем, а их экономики становятся все более взаимозависимыми, это пока не влияет на проблемы политики и безопасности в регионе. И по-видимому, противостояние в Тайваньском проливе будет еще продолжаться довольно долго, осложняя ситуацию в регионе.
Для России проблема Тайваня носит второстепенный характер, и она занимает, по выражению Чжэн Шу-пина, позицию "фактического нейтралитета"
24. Поэтому отношение России к проблеме так называемой "китайской угрозы" строится без учета тайваньского фактора. Можно сказать, что в России есть понимание того, что в настоящее время НОАК не является угрозой ее безопасности. Тем более, что в последние годы между РФ и КНР был подписан ряд важных документов, касающихся пограничной проблемы и военной деятельности.Декларация об окончательной демаркации российско-китайской границы, подписанная президентами обеих стран осенью прошлого года, устранила из двусторонних отношений территориальную проблему. В 1994 г. было принято заявление о взаимном "ненацеливании стратегических ядерных ракет", подтверждены обязательства не применять ядерное оружие друг против друга первыми. В 1996_г. подписано пятистороннее (Россия, Казахстан, Киргизия
, Таджикистан и Китай) соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы, а в 1997 г. - пятистороннее соглашение о сокращении вооруженных сил в районе границы. В целом, встречающиеся негативные оценки перспективной военной политики КНР в России связаны не с конкретными планами модернизации НОАК, совершенствования ее структуры и проч., а с предположениями относительно перспектив развития Китая. Акценты на благоприятные или неблагоприятные факторы, различия в оценке сложности тех или иных проблем и способности руководства страны решать их дают принципиально отличающиеся прогнозы как социально-экономического развития Китая, так и политики его руководства.Пессимисты рассматривают будущий Китай как угрозу России - либо как авторитарное государство, наращивающее военную мощь, либо как государство, которое может повторить судьбу СССР с мало предсказуемыми последствиями. При этом угроза скорее видится не в военном, а демографическом факторе: в первом случае предполагается массовая миграция китайского населения на российский Дальний Восток при поддержке китайского правительства (кстати, вариант рассмативаемый в вышеупомянутом номере "Newsweek"), а во втором - миграция хаотичная. А уже отсюда рисуется гипотетический сценарий, при котором Россия попытается силовым путем сдержать миграционные потоки, что приведет ее к столкновению с соседом.
Оптимисты же полагают, что китайское руководство сможет сохранить управляемость страной и будет продолжать прагматичный курс, постепенно интегрируясь в мировое сообщество. С этой точки зрения военное строительство Китая рассматривается как направленое на модернизацию отсталой армии (не в последнюю очередь связанное со стремлением снизить роль США и Японии в регионе), но в целом не угрожающее соседним странам.
_____________________________________