«Ельцинизм» кончился, но жизнь продолжается
С трудом передвигающийся, плохо выговаривающий слова, ставший окончательно похожим на своего старшего товарища по партии Л.Брежнева, Борис Ельцин в последний день 1999 г. объявил о своем уходе в отставку. Решение, возможность которого обсуждалась в течение последних месяцев, стало тем не менее неожиданным для большинства. Очевидно, что кремлевские кукловоды сделали расчет на гарантированное четырехдневное пьянство россиян в целях обеспечения плавного перехода власти к ставленнику кремлевской группировки, новоявленному ястребу чеченской войны В.Путину. Фактически Ельцин сам перевернул последнюю страницу свого восьмилетнего правление в стране, начавшееся беззастенчивым продолжением курса ГКЧП на отстранение Михаила Горбачева от власти. Вместе с Ельциным уходит и «ельцинизм» как особая система правления, созданная в эти годы.
Уже кризис 1998 г. фактически обозначил коллапс политического режима, созданного в соответствии с ельцинской Конституцией 1993 г. Конституция, выработанная в ситуации острой борьбы за власть, была предназначена для закрепления политической власти в руках Ельцина и так называемых реформаторов. Она заложила основы суперпрезидентской системы в России, предоставив исключительные права президенту в области исполнительной и даже законодательной власти. Описанная многими
наблюдателями как царское правление, эта система вызвала к жизни явление фаворитизма, характерного для царских времен. Ельцин специально поощрял борьбу различных групп за влияние на президента. В конечном итоге, действия этих групп балансировали друг друга, позволяя Ельцину оставаться в стороне и выступать в качестве арбитра.Сложившийся в пост-советской России вариант демократического принципа сдержек и противовесов подменил баланс различных ветвей власти борьбой конкурирующих кланов за власть. Данная система зашла в тупик, когда арбитр-президент оказался неспособным выполнять свою роль из-за постоянных заболеваний. Ситуация осложнилась и в силу практически полной потери режимом некогда мощной поддержки со стороны населения. К середине девяностых стало
ясно, что политика радикальных реформ не смогла улучшить жизненные стандарты российского населения. В 1997 г. Россия снова стала страной под управлением физически немощного лидера, окруженного конкурирующими политическими группами, каждая из которых преследовала собственные цели и демонстрировала отсутствие озабоченности жизнью рядового населения и будущим страны. Ослабевший политически режим стал вызывать вопросы относительно своей способности решать серьезные проблемы, с которыми столкнулась страна.Российское общество, пропущенное через годы коммунистического террора и подавления, оказалось неспособным создавать нормальные политические партии для защиты интересов различных элит и социальных групп. Более того в России отсутствуют консолидированные элиты
, и лишь мафиа-подобные клановые образования, базирующиеся на чувстве общности происхождения или на стремлении к противостоянию с иными группами, формируются здесь. Лишь несколько из пары сотен партий и политических движений, зарегистрированных в стране, имеют более-менее известных лидеров, и практически ни одна не имеет реальной программы действий по решению российских проблем. Как правило, партии и движения - это лишь средства для движения их лидеров во власть.В 1995-1997 гг. в России сложилась интересная конструкция, напоминающая западную двупартийную систему, - партия власти против системной оппозиции. Первая базировалась на черномырдинском НДР, сформировавшем гибкую коалицию с целым рядом более мелких парламентских фракций. Вторая включала в себя КПРФ с союзниками. Обе стороны, несмотря на внешние конфликты, хорошо притерлись друг к другу и успешно сотрудничали по широкому кругу вопросов. Однако в марте 1998 г. конструкция была разрушена увольнением Виктора Черномырдина с поста премьер-министра. Во
-первых, НДР моментально потерял свою привлекательность для региональных лидеров и федеральной бюрократии. А затем правительство окончательно потеряло парламентскую поддержку, поскольку ни одна из фракций не хотела ассоциировать себя с деятельностью Кириенко на посту премьера. «Партия власти», таким образом, съежилась до размеров самого правительства, вынужденного как никогда искать поддержку самых разнообразных кланов, финансовых групп, регионов и «системной оппозиции». Назначение Примакова дало надежду «системной оппозиции» на превращение в «партию власти», но организация странного импичмента, которого никто не хотел, эти надежды похоронила.На таком политическом фоне формировался российский кланово-корпоративный капитализм (первые признаки которого на самом деле проявились еще в брежневский период). Он стал прямым следствием разложения командной экономики ряд маленьких управленческих пирамид сменил авторитарное централизованное бюрократическое руководство. Тем более, что полуфеодальные клановые отношения существовали в России в трансформированной форме с царских времен. Еще до того, как приватизация стала официальной государственной политикой, различные группы активно занимались приватизацией государственной собственности. В результате сформировались так называемые олигархические группы.
Хаос первых лет преобразований определил, что наилучшим способом достижения своих целей были действия при поддержке или изнутри государственных органов. Практически все крупные компании и банки в России возникли в результате постановлений правительства. Доступ к правительственным решениям оказался доступом к извлечению прибылей. Период 1992-1997 гг. в России стал периодом, когда различные кланы и группы боролись за лучшие куски госсобственности, используя свои политические связи и\или действуя при прямом участии правительства. Политические связи оказались особенно важны, так как советская номенклатура прекрасно прижилась в условиях ельцинского правления по подсчетам, номенклатура как особая группа управленцев с особыми
политическими и экономическими интересами сохранила 80-90% постов на всех уровнях государственной власти и во всех сферах управления экономикой и землей.В современной России степень близости к федеральной или региональной власти стала определяющим фактором влиятельности той или иной группы. Первые олигархические группы создавались путем перевода государственных счетов в нужный коммерческий банк, что моментально создавало благоприятные условия для роста этого банка. Кроме того, группа, контролировавшая
такой банк, зачастую была еще и получателем конфиденциальной информации и привилегированного отношения в процессе приватизации. С другой стороны, как показали события 1995-1996 гг., государственные власти сами оказались зависимыми от олигархических групп".Очевидно, что было бы неправильным представлять себе российский олигархат как единую силу, и в строгом смысле слова он пока олигархатом не является. Различные группы борются друг с другом внутри этого образования, и существуют серьезные политические и экономические интересы, разделяющие олигархов. Поскольку эти различия часто касаются вопроса, какая из групп получит все быстрее сокращающиеся государственные ресурсы, борьба внутри олигархата обречена на постоянство. При этом существует серьезный конфликт между бюрократией и новыми менеджерами, которые сосуществуют, но не сливаются.
После переизбрания Ельцина в 1996 г. поддержавшие его олигархи потребовали вознаграждений за политическую и материальную поддержку, что подразумевало неограниченный доступ к госсобственности. Однако оказалось, что им по-прежнему надо бороться за милости правительства. Ситуация осложнилась ельцинскими проблемами со здоровьем, что сосредоточило власть в руках узкой группы внутри президентской администрации. Лишь один из олигархов Березовский сумел попасть в этот круг.
Кризис 1998 г. окончательно подорвал позиции коммерческих банков, контролировавшихся олигархами. Правительство Кириенко несколько месяцев откладывало неизбежную девальвацию рубля, чтобы поддержать банкиров с огромными обязательствами перед зарубежными кредиторами. Когда же этот шаг стал неизбежен, девальвация была проведена в наиболее невменяемой форме, создав хаос в экономике, позволившей олигархам по крайне мере спасти свои личные состояния. Понятно, что кириенковское правительство не сделало ни одного шага, чтобы защитить сбережения вкладчиков, хотя это было вполне возможно, поскольку частные вклады составляли лишь 7% банковских активов. Совершенно очевидно, что за годы реформ олигархический бизнес так и не стал самостоятельным и не мог выжить без государственной поддержки.
Август 1998 г. одновременно стал первой попыткой создать в стране центр власти, параллельный президентской. Уволенный Черномырдин попробовал объединить бизнес номенклатуру (представителем которой он сам и является), региональных лидеров (через Лебедя и Шаймиева) и оставшихся олигархов (в первую очередь Березовский). Август дал замечательный шанс советской и пост-советской номенклатуре под руководством Черномырдина укрепить свои позиции и ослабить новых менеджеров. В тот момент у Черномырдина были наилучшие шансы стать преемником Ельцина в 2000 г. Парадоксально, но именно наиболее обиженный отряд номенклатуры, объединившийся в КПРФ, сорвал эту попытку при поддержке проявившего президентские амбиции Лужкова.
Однако латиноамериканский сценарий (развитый олигархат и подавленное гражданское общество) развития политической жизни России остался наиболее реальным в настоящих условиях. Весь прошедший год был фактически годом выработки вариантов ухода Ельцина от власти, что должно повлечь за собой формирование коллективной правяшей группы, поскольку вряд ли кто-либо из преемников будет в состоянии сохранить режим суперпрезидентства. До сентября 1999 г. рассматривались различные варианты осуществления ухода Ельцина от власти при сохранении его формального статуса. При этом в политическом классе был выработан консенсус, что именно то лицо, которое будет управлять страной при номинальном президенте получит наилучшие шансы на президентских выборах. Этим и объясняется логика тройной смены правительства за один год, пока узкая группа, фактически сосредоточившая в своих руках всю президентскую власть, не остановилась на наиболее приемлемом по их понятиях кандидате Владимире Путине. Также, как и у многих других у него есть, по сообщениям печати, коррупционные грешки. Весь его политический багаж это верность Ельцину, сделавшего из невзрачного чиновника вторую, а возможно и первую фигуру в государстве. Это вместе со способностью создать образ сильного политика (и именно эта черта была подчеркнута в предновогоднем заявлении Ельцина) вывело Путина на рельсы президентской гонки.
Гигантские усилия, потраченные на раскручивание фигуры Путина, включая новую войну в Чечне, создание из ничего блока Единство и привод его к впечатляющему результату на думских выборах, на данный момент полностью оправдываются. Согласно социологическим опросам, Путин как никогда пользуется поддержкой населения. Однако искусственность этой фигуры с самого начала ставила под вопрос возможность длительного сохранения этого высокого рейтинга. Необходимо как можно скорее реализовать наработанное, пока нерешаемые экономические проблемы и война не начали оборачиваться против наследника.
Что ж. Ельцинизм умер, породив наследуемое президентство. Будет ли это жизнеспособное дитя, или опять появится очередной политический уродец, каковыми неоднократно отличался ельцинский режим, покажет жизнь.
Юрий Цыганов.
01.01.2000Copyright (c) 2000 Yuri Tsyganov
Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора.
Для перепечатки требуется письменное разрешение автора