Саммит стран-участниц APEC: к глобализации каждый идет свoим ходом

 

Ключевое событие ушедшей недели - это ежегодное заседaние в брунейском Бандер-Сери-Бегеване сначала министров иностранных дел и министров торговли, а затем глав государств стран-участниц форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Нынешняя сессия форума была напрямую увязана с развитием процессов во Всемирной торговой организации, а именно переходом к новому этапу глобализации.

Высокие темпы развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обусловленные крупномасштабными инвестициями и расширяющейся внутрирегиональной торговлей, неизбежно привели к росту экономической взаимозависимости этих стран, что вызвало стремление региональных субъектов к поиску новых, адекватных мировому процессу экономического развития форм сотрудничества на многосторонней основе и с учетом региональной специфики. Данная тенденция к сближению, несомненно, была стимулирована процессами интеграции в других регионах - формированием единого рынка ЕС, созданием Северо-Американской зоны свободной торговли (НАФТА), Центрально-Американской свободной экономической зоны, Андской свободной экономической зоны и др.

Логика развития внутрирегиональных процессов и влияние общемировых тенденций глобализации привели к тому, что в результате в АТР стали разрабатываться и реализовываться так сказать чисто "азиатские" варианты сотрудничества. Это, прежде всего, так называемые "малые формы" сотрудничества на двух- и трехсторонней основе. В качестве другого примера стремления к такому сотрудничеству можно привести тот факт, что с 1990 г. Малайзия выступала инициатором создания Восточно-азиатской экономической группировки (ВАЭГ), своего рода торгового блока без участия США, в котором несущей конструкцией выступали бы торгово-экономические связи Японии с региональными государствами.

В целях обеспечения экономического развития региона и развития интеграционных процессов в регионе постепенно формируются соответствующие неправительственные и правительственные организации. К ним относятся, в частности, Тихоокеанский экономический совет (1967 г.), Тихоокеанский форум по торговле и развитию (1968 г.), Конференция по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (1980 г.), форум по Азиатско-тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (1989 г.). В рамках этих региональных институтов объединены представители частного бизнеса, академических кругов, правительственных структур государств региона, которые на своих регулярных встречах и с помощью специально созданных органов широко обсуждают проблемы региональной интеграции и регионального сотрудничества в целом, занимаются поиском консенсуса относительно процесса совмещения национальных интересов с участием в международном разделении труда в АТР.

На сегодняшний день высшим (по уровню участия) региональным институтом является уже завоевавшая авторитет межправительственная структура - форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC), призванный обеспечивать сотрудничество в наиболее перспективных экономических областях. Со времени его создания в 1989 г. на сессиях APEC было принято свыше десятка программ сотрудничества: по разработке сопоставимых данных о торговле и инвестициях, о расширении капиталовложений и передаче технологий, о подготовке научных кадров, о региональном сотрудничестве в области энергетики, защите морских ресурсов, о сотрудничестве в области телекоммуникаций, туризма, рыболовства.

Одним их главных практических достижений APEC является принятие в Богоре в ноябре 1994 г. Декларации о создании в АТР к 2020 году зоны свободной торговли (так называемая Богорская декларация). В соответствии с данной Декларацией индустриально развитые страны-участницы конференции взяли на себя обязательство завершить переход на этот режим раньше, уже в 2010 г. В случае реализации поставленной цели в АТР будут созданы условия для свободного доступа на самый динамичный рынок в мире. Вместе с тем обязательно следует подчеркнуть, что Богорская декларация не имеет обязательной силы для стран-участниц APEC и в большей мере представляет собой документ общеполитического характера, как и вся предыдущая деятельность APEC. Ради достижения именно политической цели участники саммита в Богоре в ноябре 1994 г. впервые отошли от основополагающего принципа консенсуса при принятии решения и использовали принцип "гибкого или широкого консенсуса", позволяющего присоединиться к Декларации в любое время. Этот шаг - отражение реального состояния взаимоотношений партнеров по APEC, прежде всего, взаимоотношений между США, Австралией, Канадой и Новой Зеландией Восточно-Азиатскими участниками конференции.

Здесь нужно отметить, что азиатские партнеры подспудно оспаривают претензии западных стран во главе с США на экономическое лидерство в APEC, практически не поддерживают попыток США "открыть закрытый японский рынок", а, напротив, стремятся представить Японию в качестве идеальной модели экономического развития. Подобное явление - не просто продукт культурного родства восточно-азиатских стран, а схожесть их подходов к экономическому развитию, согласно которым в основе экономического развития лежат прежде всего инвестиции и производство, а импорт и иностранные капиталовложения должны носить контролируемый характер.

Несмотря на довольно скромные практические достижения APEC за время его существования, было бы все-таки неверно принижать значимость данного регионального органа многостороннего сотрудничества, который после окончания "холодной войны" стал первым и единственным межправительственным региональным форумом на высшем уровне по обсуждению проблем экономического развития и экономической интеграции, практической попыткой найти взаимопонимание и сблизиться в вопросах перспектив развития АТР, поиска путей и форм сотрудничества в ближайшем будущем и долгосрочной перспективе.

Замедленный - по отношению к другим регионам мира - характер региональных процессов интеграции в Восточной Азии обусловлен рядом объективных обстоятельств: страны АТР в нынешней политической ситуации далеки от создания региональной группировки закрытого типа в силу разных подходов стран региона к идее Тихоокеанского сообщества в виду расхождения национальных интересов потенциальных стран-участниц; изменяется расстановка движущих сил экономического развития региона, и страны АТР постепенно снижают свою зависимость от американского рынка; относительное ослабление экономических позиций США в АТР и рост новых лидеров породили новую ситуацию, когда Япония и КНР во все большей степени становятся соперниками США в экономике региона и, кроме того, начинают соперничать между собой; возможно появление совершенно новых экономических лидеров, одним их которых может стать "Большой Китай" (КНР, Тайвань, Гонконг, Сингапур), что безусловно внесет серьезные изменения в экономическую и военно-политическую ситуацию в АТР; активизируется процесс "чисто азиатской интеграции" на базе уже существующих (например, идея Малайзии о ВАЭГ) или каких-либо новых предложений региональных стран о формах, путях и составе участников "Азиатского регионального экономического сообщества".

В этих условиях главной задачей в деятельности APEC в ближайшей перспективе является создание условий для политико-экономического сближения между странами-участницами. Исходя из такого понимания процесса развития данной межгосударственной организации, роль APEC постепенно должна возрастать, а встречи на высшем уровне в ее рамках должны стать одним из инструментов формирования политической и экономической обстановки в АТР. Как было сказано выше, последняя встреча глав государств APEC была уже сориентирована на глобальные процессы. Ожидалось, что ежегодная встреча в Бандер-Сери-Бегеване даст новый импульс переговорам в рамках Всемирной торговой организации.

Как оказалось, среди стран APEC отсутсвует согласие относительно того, следует ли им сформировать конкретное расписание движения к переговорам ВТО и их повестку, а известный скептик региональной интеграции, Малайзия в лице министра торговли Рафиды Азизы заявила, что согласие вообще вряд ли возможно. Министр иностранных дел Австралии Александр Даунер, выступая за открытие нового раунда переговоров ВТО в слeдующем году, заявил, что "не в интересах развивающихся стран APEC останавливать кампанию за получение лучшего доступа к рынкам". США, Канада и Япония поддержали Австралию в ее предложениях начать новый раунд переговоров ВТО в 2001 году.

Торговый представитель США Шарлин Баршефски заявила, что 139 стран-членов ВТО могут в слудующем году преступить к новому раунду переговоров, даже несмотря на то, что более бедным странам, возглавляемым Малайзией, удалось добиться формулировки, что до начала переговоров должна быть выработана повестка дня. Дискуссия, развернувшаяся среди министров APEC, заставила по краней мере дважды переписывать предложения по ВТО, а Баршефски фактически попыталась разрубить узел и обойти разом все различия.

Развивающиеся страны прежде всего опасаюся западных предложений увязать новые торговые соглашения с защитой окружающей среды и защитой прав работников, поскольку это подрывает их возможности эксплуатировать свои главные экономические преимущества: природные ресурсы и дешевый труд. Однако APEC может лишь подтолкнуть ВТО к началу переговоров, но именно США , а также Австралия, видят своим приоритетом начало нового процесса переговоров после прошлогодней провальной встречи ВТО в Сиэттле, которая "убила" попытку начать новый раунд торговых переговоров именно в связи с разногласиями между богатыми и бедными странами.

Наш премьер-министр Джон Ховард выступил на форуме в Брунее с речью в поддержку глобализации и свободной торговли. Он выступал с речью как раз после встречи с премьер-министром Сингапура Го Чок Тоном, на которой обсуждалось соглашение о свободной торговле между двумя странами. Как сказал Ховард, "подлинная история" перимуществ глобализации игнорируется. Он отметил, что страны, пошедшие по пути торговой либерализации "на многие кварталы" обогнали тех, кто прячется за торговыми барьерами. У этих стран более высокие темпы экономического роста, у них ниже уровень бедности. Они более богаты и сильны и могут оказывать большую поддержку своим гражданам. Однако Ховард и его сингапурский визави Го воздержались от прямой критики обструкционистской позиции Малайзии.

Ховард получил полную поддержку от президента США Клинтона, который, используя обращение к лидерам бизнеса стран APEC, выскaзался за дальнейшую торговую либерализацию, которая, по его словам, несет множество преимуществ странам АТР. Клинтон заявил, что только взаимодействие экономик может обеспечить контроль экономического роста всеми странами мира. Насколько страны зависимы от успешной экономической деятелньости друг друга показали трудности 1997 и 1998 годов. Хотя кризис 1997 года показал, что глобализация может "кусаться", но в целом стремление региона к открытым рынкам есть "способ поднять жизненные стандарты и понизить бедность у всех стран". О преимуществах глобализации также говорил китайский президент Цзян Цзэминь, который, правда, также предупредил о необходимости более жесткой регуляции для защиты развивающихся рынков.

В конечном итоге лидеры стран-участниц APEC завершили свой восьмой саммит призывом начать новый раунд глобальных торговых переговоров в следующем году. Эта четкая приверженность новым переговорам в рамках ВТО проявилась, несмотря на наличие обеспокоенности некоторых стран, особенно Малайзии, тем что эта цель чрезмерно амбициозна, a потому недостижима.

Коммюнике министров иностранных дел и министров торговли стран APEC, опубликованное 13 ноября, гoворило лишь о необходимости выработки повестки дня переговоров. Однако в дальнейшем главы государство договорились, что "сбалансированная и достаточно широкая" повестка будет сформулирована и закончена в 2001 году, и раунд также начнется в 2001 году. Коммюнике глав государств подчеркнуло приверженность APEC открытой торговле и призвало к адекватной защите тех, кто оказывается "маргинализован" из-за экономических преобразований. Лидеры также обратили внимание на риск, содержащийся в дальнейшем неудержимом росте цен на нефть, и призвали увеличить поставки. Также было подчеркнуто, что увеличивающееся число региональных и двусторонних торговых соглашений должно совпадать с правилами ВТО и целями APEC.

Последнее непосредственно касается стремления Австралии, Сингапура и Новой Зеландии установить в регионе сеть соглашений по свободной торговле в качестве средства обойти затруднения, мешающие дальнейшей либерализации мировой торговли. Джон Ховард и Го Чок Тон объявили, что две страны будут вести дело к "всеобъемлещему" соглашению по свободной торговле, охватывающему товары, услуги и взаимное признание стандартов. Две стороны намереваются заключить соответствующее соглашение на встрече APEC в следующем году.

Премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк, которая на этой неделе подписала с Сингапуром свое собственное соглашение о совбодной торговле, заявила, что теперь Новая Зеландия намеревается провести переговоры с Чили, Гонконгом, Южной Кореей и, возможно, США. Она предположила, что в перспективе Австралия, Сингапур и Новая Зеландия своримируют зону свободной торговли, которая может быть расширена и включить другие страны.

Как видим, процессы глобализации, затрагивая самые разнообразные интересы множества стран, в результате приобретают различные формы. APEC сеодня оказался как бы на "острие" этих процессов, в связи с чем этот форум превращается в одну из движущих сил либерализации мировой торговли. При этом Австралии тесно и в рамках APEC. Желая бежать еще быстрее, Австралия изыскивает обходные "беговые дорожки". Не сумев пробежаться по дорожке ASEAN, сформировавшей свою зону свободной торговли, она теперь решила выступить в "индивидуальном зачете" с Сингапуром, чтобы уже потом перейти к командной игре.

 

Юрий Цыганов. 18.11.2000

klendo@yahoo.com

Copyright (c) 2000 Yuri Tsyganov

Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора.

Для перепечатки требуется письменное разрешение автора

Hosted by uCoz