Австралия и Всемирная Торговая Организация: ясно, что вместе, но не ясно, как.

 

Состоявшаяся в начале декабря (27 ноября - 3 декабря 1999 г.) в Сиэтле встреча представителей-стран членов Всемирной Торговой организации (ВТО) привлекла внимание всего мира столкновениями американской полиции с участниками массовых демонстраций против движения к глобальной экономике. Полиция применила слезоточивый газ, но и сами переговоры дали достаточно поводов для слезоотделения. Оценки наблюдателей и экспертов единодушны: переговоры в Сиэтле, призванные начать новый этап глобализации, провалились, а столкновения стали символом нарастающего в мире недовольства распространением политики глобализации. Генеральный директор ВТО Майк Моор был вынужден констатировать, что встреча в Сиэтле не выработала консенсуса относительно повестки нового раунда торговых переговров, а без консенсуса эта организация беспомощна.

Провалившиеся в Сиэтле переговоры в рамках ВТО готовились три года. Теперь они нанесли ущерб торговой политике американской администрации как главному двигателю глобализации, поставили бизнесменов и фермеров перед возможной перспективой введения новых тарифов и годами упущенных возможностей по развитию экспортных рынков. Кроме того, возникла угроза распространения по всему миру новой волны торгового протекционизма. По мнению, министра торговли Сингапура Джорджа Йо, председательствовавшего на переговорах по сельскому хозяйству, противники глобализации и интеграции получили новый заряд энергии от этого провала. Австралия относится к тем странам, которые наряду с США толкают "паровоз" глобализации вперед. Что означает провал переговоров для нее?

По приблизительным оценкам, в результате провала переговоров по мировой торговле австралийские экспортеры могут потерять до А$22,5 млрд. долл. в год, которые могли бы принести новые экспортные направления. По другим подсчетам, «цена вопроса» - ежегодный выигрыш для Австралии в размере около А$7,5 миллиардов. Но в любом случае, это могло бы стать крупнейшим экспортным прорывом для австралийских производителей за последние 50 лет. Так, например, только отмена квот и тарифных барьеров для поставок свежего мяса способна принести каждому австралийскому производителю говядины A$22000. Министр торговли Австралии Марк Вэйл заявил, что он разочарован, но считает, что в ходе встречи была достигнута необходимая стартовая точка для новых переговоров, открывающихся в следующем году. Согласно договоренностям в следующем году открываются переговоры по торговле сельхозпродуктами и услугами, и Австралия вместе с Карнской группой стран-сельхозпроизводителей будет бороться за более низкие торговые барьеры. Правда, Европейский комиссар по торговле Паскаль Лами опроверг утверждения Вэйла и американского торгового представителя Шарлин Барщевской, что близость к соглашению по сельскохозяйственным товарам будет означать начало новых переговоров.

Парадоксально, что, несмотря на цифры потенциальных потерь австралийских экспортеров, провал переговоров в Сиэтле по подготовке нового раунда переговоров по мировой торговле тактически оказался выгоден Австралии. Дело в том, что ВТО, объединяя страны с совершенно противоположными интересами, встала перед проблемой определения своего будущего. И страны-участники видят это будущее очень и очень по-разному. Отсутствие положительных результатов в Сиэтле стало отражением глубоких разногласий о будущем ВТО и всей мировой торговой системы, которую эта организация регулирует. Один из наиболее сложных вопросов, заведомо разделивших западные страны и Азию на встрече в Сиэтле, касался ужесточения трудовых стандартов, включая международные законы об использовании детского труда. Среди участников изначально не было согласия по поводу того, должны ли эти вопросы входить в задачи организации.

Европейский союз, исходя из роли ВТО как организации, устанавливающей правила игры, выступил за всеобъемлющие переговоры, которые бы охватывали и нетрадиционные сферы - труд и экологию, инвестиции и антикартельное регулирование. США хотели бы более узкого формата переговоров, но все же поддержали включение в повестку дня вопросов о труде и экологии. Многие же азиатские страны настаивали на том, чтобы ВТО сосредоточилось на ликвидации существующих торговых барьеров, а не поднимала новые вопросы.

На Западе мощные потребительские ассоциации и группы за права человека активно борются с детским трудом. Они уже заставили крупные компании такие, как Nike и Reebok, улучшить условия труда на своих фабриках по всему миру. Теперь вместе с профсоюзами они требуют действий по прекращению детского труда. США и Европейский союз решили включить трудовые стандарты в сферу деятельности ВТО. Правда, не совсем понятна тогда роль ооновской Международной организации труда (МОТ), как раз занимающейся кодексами о труде.

Со своей стороны, правительства азиатских стран уже неоднократно высказывали острую озабоченность неспособностью ВТО решить вопросы, которые их беспокоят прежде всего. Подсчитано, что развивающиеся страны теряют около US$60 миллиардов в год потенциальных экспортных доходов, потому что они не способны конкурировать с мощно субсидированной сельскохозяйственной продукцией индустриальных стран, а их экспорт текстиля и одежды по-прежнему сдерживается многими барьерами. Например, обязательство, взятое во время предыдущего раунда глобальных торговых переговоров, об отмене к 2005 г. квот на текстиль в развитых странах осуществляется, по их мнению, крайне медленно и формально.

При этом азиатские страны настаивают, что трудовые вопросы не входят компетенцию ВТО. Прежде всего они опасаются, что связь между ВТО и трудовыми правами повлечет применение против стран, использующих детский труд, торговых санкций, которые МОТ применять не в праве. Хотя на данном этапе инициаторы обсуждения трудовых вопросов отрицают такую возможность и, во что верится с трудом, утверждают, что в ходу будут главным образом моральные аргументы. Азиатские страны видят здесь очередную попытку западных стран защитить своих производителей от конкуренции, а не реальную заботу о детях.

Позиция Австралии относительно повестки нового раунда переговоров ВТО в общем совпала с подходом многих азиатских стран. Австралия выступила против превращения ВТО в многофункциональный форум, что, например, хотели бы видеть страны Европейского Союза. Накануне встречи в Сиэтле даже обсуждался вопрос, что, возможно, Австралии придется «встать в стороне» от встречи ВТО, так как в заключительную декларацию включено слово «многофункциональность». По мнению министра торговли Марка Вэйла, это одно слово позволит некоторым странам уклоняться от реальных реформ. Как заявил премьер-министр Джон Ховард, цели ВТО зависят от того, поддерживают ли ее члены концепцию, что страны должны действовать на основе сравнительных преимуществ. Многофукциональность же предполагает, что, например, сельскохозяйственные дотации могут быть оправданы необходимостью сохранения сельского образа жизни и живописных пейзажей (так называемый «диснейлэндовский» подход к проблеме протекционизма). В настоящее время страны Европейского союза продолжают тратить значительные средства на поддержку сельского хозяйства. В прошлом году потребители и налогоплательщики в ЕС выложили около А$130 миллиардов на такую поддержку. В результате, в среднем каждый фермер получает $19000 в год, а в Норвегии и Швейцарии даже $33000.

На сегодняшний день Австралия выглядит как одна из наиболее примерных стран-участниц ВТО. Она полностью выполнила свои обязательства, взятые в ходе Уругвайского раунда переговоров по мировой торговле, заменив все количественные ограничения по сельхозпродукции на тарифные. Таким образом, теперь тарифы, а не квоты защищают внутренний рынок. Она также отказалась от экспортных субсидий. Согласно программе, принятой в одностороннем порядке в 1991 г., простой средний тариф в Австралии был снижен до 5,6% в 1998 г., и это снижение продолжится до 5% к 2001 году. В настоящее время ставки по 86% тарифов колеблются в пределах от 0 до 5% (для сравнения: в 1993 г. таких ставок было 44%). В целом, снижение в одностороннем порядке тарифных ставок превысило те обязательства Австралии, которые она взяла на себя в ходе Уругвайского раунда. Австралийским семьям снижение тарифов принесло косвенный доход в среднем в размере $1000 на семью.

Есть, конечно, и проблемы с дальнейшей либерализацией. Так, несмотря на общее снижение тарифов, сохраняется значительный разброс в общей структуре тарифов. Эти различия только усиливаются в связи с принятым в прошлом году решением федерального правительства заморозить снижение тарифов в секторе текстиля и одежды и в автомобильном секторе в течение 2000-2005 гг. Например, пошлины на автотранспортные средства будут снижены с 15% до 10% только после 1 января 2005 года. Это связано с тем, что, несмотря на очевидные преимущества политики внешнеторговой либерализации, Австралия оказалась в нерешительности по поводу дальнейшего продвижения вперед реформ, особенно в отраслях, традиционно находившихся под защитой политики протекционизма (текстиль, одежда, обувь, автомобили). Как следует из доклада Секретариата ВТО относительно торговой политики и практики в Австралии, Австралии все еще предстоит отказаться от ненужных мер регулирования и иных ограничений, сказывающихся на конкурентоспособности ее экономики.

Тарифная и нетарифная поддержка сельского хозяйства в Австралии находится на низком уровне. По данным правительства, эффективный уровень поддержки находится приблизительно на уровне 12%. В то же время для молочной индустрии этот показатель составляет 200%. И ни один из этих показателей не отражает экономический эффект от ограничений, устанавливаемых австралйиским карантинным режимом по широкому спектру сельскохозяйственных и пищевых товаров. Таким образом, Австралия пока сохраняет косвенные нетарифные ограничения. Однако в то время, как австралийские власти утверждают, что карантинные меры необходимы для поддержания здоровья на островном континенте и базируются на научных исследованиях, некоторые из этих мер оспориваются другими членами ВТО. Так, австралийские ограничения на импорт лосося стали предметом спора между Австралией и Канадой. Несмотря на то, что Австралия согласилась изменить свой торговый режим таким образом, чтобы был разрешен импорт сырого лосося, канадское правительство не отказалось от своих требований о введении со стороны ВТО санкций против Австралии. Но, не дожидаясь решений международных органов, поставщики лосося из Канады, а таже из России, Новой Зеландии и США уже с первой половины года приступили к обсуждению с австралийскими партнерами вопросов своего потенциального экспорта. В то же время Австралия отменила импортные тарифы на сахар и ликвидировала схемы обязательного содержания местных продуктов в соках и табачных изделиях.

В секторе услуг, которые составляют около 70% от ВВП, Австралия взяла на себя обязательства в рамках ВТО по 90 секторам и подсекторам, с исключениями для наиболее благоприятствуемых наций в финансовом секторе и секторе аудио-видео услуг. В соответствии с соглашением ВТО по финансовым услугам, Австралия отменила специальный режим наболее благоприятствуемой нации на фондовых биржах. В дополнение к этому не разрешается слияние четырех крупнейших банков. Австралия внесла свои предложения в соглашение ВТО по телекоммуникационным услугам, в соответствии с которыми с 1997 г. она разрешила неограниченную конкуренцию в сфере базовых телекоммуникационных услуг и сняла ограничения на приобретение иностранцами акций второго провайдера базовых услуг, Оптуса. Кроме того, новая политика повышения конкурентоспособности открывает для конкуренции сектора коммунальных услуг, включая газо- и электроснабжение. Пока остаются закрытыми морские перевозки и портовые услуги.

Односторонние меры по либерализации и внутренние структурные реформы, предпринятые Австралией с начала девяностых годов, дали возожность увеличить темпы роста ВВП и производительности, и одновременно снизить безработицу. Экономические реформы включали в себя реформу тарифов, сокращение субсидий и дерегуляцию и приватизацию секторов целого ряда услуг. Все это значительно повысило конкурентоспособность австралийского бизнеса и стимулировало экспорт.

Отметим также, что Австралия поддерживает прием новых членов в ВТО на "коммерчески приемлемых" основаниях (то есть тех, кто показал свою готовность играть по правилам ВТО) - из 30 стран, стремящихся вступить в ВТО семь приобретают до 10% австралийского экспорта (Китай, Тайвань, Вьетнам, Саудовская Аравия, Иордания, Оман и Россия). Успешное завершение переговоров о вступлении этих стран в ВТО поставит важные сегменты австралийской торговли под регулирование правилами ВТО. Как сообщил министр торговли Марк Вэйл, Австралия рассчитывает расширить свой экспорт в Китай на сотни миллионов долларов. Он сделал этот комментарий после того, как КНР и США достигли в ноябре 1999 г. соглашения относительно вступления Китая во Всемирную торговую организацию. Соглашение открывает огромный "нехоженный" потребительский рынок для экспортеров. Австралия второй по величине экспортер сельхозпродукции в Китай, и при планируемом снижении последним тарифов на сельхозпродукцию до 17% к 2004 г. австралийские поставщики могут ожидать значительный рирост своих экспортных продаж. Снижение при этом тарифов на вина с 65 до 20% и говядину с 45 до 10% обеспечит наиболее благоприятные возможности для торговли. В мае этого года Австралия и Китай уже подписали соглашение о снижении торговых барьеров по целому ряду сельскохозяйственной и промышленной продукции в случае вступления последнего в ВТО.

Австралия не раз высказывала свою приверженность развитию многосторонней торговой системы и, в частности через Карнскую группу, все время подчеркивает важность дальнейшей многосторонней реформы в сельском хозяйстве. Австралия стремится поставить торговлю сельскохозяйственной продукцией на те же основы, что и промышленными товарами, делая акцент на устранении экспортных субсидий и резком снижении внутренних дотаций, а также на значительном улучшении доступа к рынкам через снижение тарифов и ликвидацию нетарифных ограничений. Выполняя свои обязательства даже быстрее, чем это предусмотрено соглашениями в рамках ВТО, Австралия ожидает встречного движения от других стран-участниц. Однако австралийский экспорт продолжает сталкиваться с торговыми барьерами за рубежом, так как там продолжают проводить протекционистскую политику. Именно необходимость преодоления протекционизма совместными усилиями заинтересованных стран вызвало к жизни создание организации Карнской группы. Группа "свободной торговли" стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции была создана в 1986 г. в Карнсе (Австралия) для представительства в общих интересах на переговорах по сельхозпродукции в рамках Уругвайского раунда. Помимо Австралии, сюда входят Аргентина, Бразилия, Канада, Чили, Колумбия, Фиджи, Индонезия, Малайзия, Новая Зеландия, Парагвай, Филиппины, Южная Африка, Таиланд и Уругвай.

В этой связи главной задачей нового раунда переговоров ВТО Австралия считала не дискуссии о расширении полномочий организации, а последовательное претворение в жизнь принципов свободной торговли. И не случайно федеральное правительство исключило из состава делегации на переговорах по мировой торговле представителей экологических и иных неправительственных организаций. Австралия даже пригрозила выйти из наступающего раунда мировых переговоров по торговле, если не будет осуществлено крупномасштабное снижение торговых барьеров в секторе сельскохозяйственной продукции. Это заявление министра торговли Марка Вайла было сделано в связи с опасениями, что министры торговли других стран откажутся от результатов трехлетних переговоров, способных увеличить австралийский экспорт на миллиарды долларов (к этому прежде всего стремятся страны ЕС). Предварительные переговоры в Женеве относительно нового раунда провалились. Угрозы Австралии имеют большой вес, так как она лидер Карнской группы стран-продавцов сельхозпродукции и при этом ее поддерживают США.

Существующие торговые барьеры, отмены которых Австралия хотела бы добиться в ходе следующего раунда, заставляют время от времени ставить проблемы в двустороннем порядке перед арбитражными органами ВТО. В июле этого года Австралия обратилась в ВТО за разрешением спора относительно импортных ограничений, введенных Южной Кореей на австралийскую говядину. Южная Корея является третьим по величине экспортным рынком для австралийской говядины со средним годовым оборотом А$140 миллионов, и при этом Австралия является вторым по величине поставщиком этого вида продукции в Корею. Это определяет высокую долгосрочную значимость корейского рынка для Австралии и, соответственно, большую озабоченность мерами по ограничению конкуренции на этом рынке. Корейцы ограничили количество компаний, допускаемых на рынок, и искусственно разделили внутренние каналы распределения говядины на импортные и отечественные. Аналогичная жалоба была подана в Бюро ВТО по разрешению споров Соединенными Штатами.

Одновременно Австралия была «потрясена», как заявил премьер-министр Джон Ховард, решением американской администрации ввести ограничения на экспорт австралийской баранины в США. Федеральное правительство взяло на себя обязательство помочь австралийским производителям баранины справиться с ущербом, наносимым американским решением. С этой целью правительство решило выплачивать в течение двух лет половину транзакционных сборов, взимаемых за продажу всех видов баранины в Австралии. С австралийской точки зрения, нет никаких рациональных оснований для принятия ограничительного решения Соединенными Штатами.

Самое главное, что австралийские производители фактически с нуля создали рынок баранины в США, они развивали этот рынок без поддержки или субсидий со стороны австралийского правительства. Решение американского правительства стало наказанием за успешную деятельность. Поэтому данное решение было воспринято в Австралии как проявление лицемерия: США долго и громко доказывали свою приверженность свободной торговле и, в частности, открытию сельскохозяйственных рынков, но в результате этого решения возникли сомнения в достоверности этих заявлений. Более того, являясь по существу протекционистским решением, этот шаг подрывает переговоры очередного раунда в рамках ВТО.

В июле Австралия подала официальную жалобу в ВТО на введение американцами тарифов на баранину. Австралйиская сторона указала, что проблемы лежит в неэффективности американской индустрии, а не в росте австралийского импорта. Однако Австралия не стала на путь торговой войны, поскольку как нетто-экспортер сельхозпродукции она может только проиграть от взаимного введения новых торговых барьеров. При этом Австралия не раз предъявляла серьезные претензии к США по поводу сельскохозяйственных субсидий для американских фермеров.

В целом, цели, которые преследует Австралия в рамках ВТО, абсолютно ясны. Это последовательное претворение в жизнь принципов свободной торговли на основе относительных преимуществ стран-экспортеров. Провал подготовительной встречи в Сиэтле дал возможность остановиться и осмотреться, попытаться выработать необходимые меры для решения этой задачи. Как это будет сделано, как будут преодолены противонаправленные течения внутри ВТО пока не ясно. Нельзя же, в самом деле, все время угрожать выходом из переговоров ...

 

Юрий Цыганов. 19.12.1999

klendo@yahoo.com

Copyright (c) 1999 Yuri Tsyganov

Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора.

Для перепечатки требуется письменное разрешение автора

Hosted by uCoz