|
Автомобильные кражи в Австралии: мы почти рекордсмены
На одной из онлайновых бесед в Интернете была поднята тема автомобильных краж в Австралии. Автор настоящей статьи предупреждал потенциальных иммигрантов из б.СССР о том, что уж чего-чего, а этих преступлений в Австралии хватает. На что другой иммигрант, проживший в стране Оз не менее пяти лет, написал, что у него нет такого чувства, что здесь воруют автомобили и, что он принципиально никогда не запирает свою машину. Как оказывается, это типичная австралийская обывательская точка зрения, которая, несмотря на свою почти повсеместную распространенность, абсолютно не соответствует действительности. Факты свидетельствуют, что автомобильные кражи не сокращаются. Только за 1999-2000 финансовый год уровень краж по стране вырос на 9%. Количество украденных автомобилей за последние двадцать лет увеличилось вдвое. Сегодня кража автомбилей происходит каждые 4 минуты. Три из четырех украденных автомобилей старше десяти лет. Обычно автомобили воруют молодые люди в возрасте от 13 до 20 лет с целью покататься или для подготовки другого преступления. Хотя "случайное" воровство (то есть угон как форма хулиганства, зачастую не с целью наживы, а для разудалого времяпровождения) может составлять большинство случаев краж, профессиональный угон, т.е. угон автомобилей с учетом их реальной стоимости для последующей продажи (или разбора на запчасти), составляет более чем половину общей стоимости ущерба. В Виктории, например, профессиональный угон составляет около 25% от общего числа автомобильных краж, но общая стоимость ущерба от них превышает 50%. Обычно около 25% угнанных автомобилей так и не находят (это в первую очередь касается профессионального угона, что же до "случайных" краж, то зачастую машины приводятся угонщиками в такое состояние, что владельцы мало рады встрече со своей собственностью), и, как правило, попадаются развлекающиеся юнцы. Полиция делает довольно мало, чтобы обнаружить угнанные автомобили. Это связано с тем, что среди полицейских приоритетов эта проблема стоит также низко, как и в представлениях обывателей. В настоящее время в развитом мире Австралия по уровню автомобильных краж стоит на втором месте после Великобритании. Существующий в Австралии уровень автомобильных краж (7 автомобилей на 1000 жителей) почти на 50% выше, чем в США и в пять раз выше, чем в Германии. В 2000 году по предварительным данным ущерб от автомобильных краж в Австралии впервые превысил $1 млрд. только в стоимости страховых выплат. Если же принять во внимание издержки уголовной юстиции и социальные последствия трагических жертв, часто следующих за кражей автомобилей, то становится очевидной большая значимость этой проблемы для всего общества. Однако общественность не очень озабочена этой проблемой. В 1999 году компания Квадрант Ресерч по поручению Национального Совета по снижению автомобильных краж провела телефонный опрос автомобилистов относительно их представлений о безопасности транспортных средств. Респонденты были выбраны случайным образом по "Белым Страницам" во всех штатах и территориях. Им было задано более 50 вопросов об их автомобилях, средствах защиты и представлениях об автомобильных кражах. Среднее интервью заняло около 20 минут. Обзор показал, что общественность имеет чрезвычайно плохое представление о динамике автомобильных краж. В то время как 75% респондентов согласились, что автомобильные кражи представляют собой серьезную проблему, они: сильно переоценили степень профессионального воровства по отношению к "случайному" (47% против 35%); сильно недооценили угрозу для старых автомобилей (новые/дорогие машины - 58%, старые - 30%); и сильно недооценили уровень краж из домашних гаражей и парковок около домов. Таким образом, обыватель считает, что в первую очередь воруют дорогие машины профессиональные воры. На этой основе сформировался специфический подход, который, во-первых, гласит, что "это со мной не случится", а, во-вторых, если несчастный случай и произойдет, то "воры в состоянии преодолеть любую систему защиты". Такая мифологизация проблемы ведет к тому, что обыватели в основной своей массе не интресуются проблемой автомобильных краж и не считают нужным предпринимать какие-либо меры по защите четырехколесной собственности. Реальность же состоит в том, что наибольшее число угоняемых машин - это семейные седаны "обычного садового типа" в возрасте около десяти лет. Их угоняют юнцы с отвертками, часто по ночам из-под носа у владельца, и если, скажем, машина оборудована иммобилизатором двигателя, то риск пострадать от этих воров резко снижается (имеено поэтому в Западной Австралии с августа 1999 года принята соответствующая программа). В настоящее же время поле деятельности для угонщиков крайне широко: в Австралии 6 миллионов автомобилей, то есть 60% автомобильного парка, лишены какой-либо защиты от угона. Есть, правда, и еще одна причина не замечать существование обсуждаемой проблемы - это стремление подставить свое малоценное авто под угон с целью получить выплату от страховой компании. Например, как показывают опросы в рамках добровольной программы "Иммобилизируй сейчас!", в Виктории до 50% собственников старых автомобилей считают, что воры в действительности окажут им большую услугу, если угонят их автомобиль. Это при том, что в Виктории за 1999-2000 год число автомобильных краж выросло на 14%. В результате страховые компании увеличивают стоимость страховки. За последнее время она выросла на $100 в среднем на один автомобиль. Автомобильные кражи стали вполне принимаемой, хотя и неприятной частью современного быта. Люди считают автомобильные угоны преступлениями без жертв. Раз они застрахованы, то и нет никакой прблемы. По большому счету никого не интересует стоимость расходов на криминальную юстицию и полицию, на перевоспитание преступников и на очистку окружающей среды от брошенных угнанных автомобилей. Вызывающий озабоченность рост автомобильных краж в Австралии в середине 80-х годов привел к тому, что общественность (та ее часть, которая четко отдавала себе отчет в серьезности проблемы) стала давить на правительства с тем, чтобы последние приняли меры против того, что стало приобретать характер национальной эпидемии. В результате, за 9 лет, с мая 1987 года по август 1996 года, были проведены различные семинары, дискуссии, конференции и предложены другие меры на уровне штатов и - что гораздо реже - на национальном уровне. В марте 1989 года в Новом Южном Уэльсе была создана спецгруппа по автомобильным кражам. В сентябре 1990 года была учреждена рабочая группа Совета министров полиции Австралии. В марте 1991 года был создан Комитет по стратегии борьбы с автомобильными кражами. Хотя предпринятые меры были достойны всяческой похвалы, практически во всех случаях хорошие идеи и предложения не нашли своего применения по двум основным причинам - это отсутствие общенационального понимания проблемы и отсутствие какого-либо плана по внедрению выработанных предложений. В 1989 году доклад спецгруппы Нового Южного Уэльса по автомобильным кражам содержал первое публичное признание необходимости общенационального подхода. Он указывал на то, что главным барьером в применении эффективных стратегий было отсутствие сотрудничества и координации на всех уровнях. Однако только в конце 1996 года была сформирована Национальная спецгруппа по автомобильным кражам, и только тогда был приведен в действие действительно общенациональный план антикриминальной стратегии. Центральным пунктом плана стало создание Национального Совета по снижению автомобильных краж, чтобы сохранить положительный импульс и намерения, сгенерированные процессом создания общенациональной спецгруппы, и более четко сосредоточиться на проблеме. Однако по-прежнему нельзя сказать, что предпринимаются эффективные меры, что видно из того простого факта, что уровень краж по-прежнему имеет тенденцию к росту, а не падению. Совет оправдывается тем, что результаты далеки от блестящих в связи с тем, что существуют определенные сложности в федеральной системе. Прежде всего это выражается в том, что большинство доходов собирает Содружество, а услуги обеспечивают штаты и территории. Действительно, пока даже не удалось наладить систему общенационального обмена информацией об автомашинах. Поскольку очевидно, что профессиональные угонщики с максимальной выгодой для себя используют различия между штатами, насущной необходимостью является совершенствование процедур обмена информацией об украденных и разбитых автомобилях по всей стране. В настоящее время Новый Южный Уэльс, Виктория и Западная Австралия, на которых вместе приходится 65% автомобильного парка, могут обмениваться информацией о регистрации автомобилей. Система Национального Обмена Информацией об Автомобилях и Водителях (NEVDIS) в полном объеме должна начать функционировать с декабря 2001 года. Вырабатываются и другие меры. Однако пока то, что называется автомобильными кражами выглядит как своеобразная австралийская национальная игра, в которой. Действительно, нет проигравших, если все играют по правилам. Преступники либо развлекаются, либо поправляют свое материальное положение за счет угонов. Полиция оправдывает свое существование выдачей справок об угоне. Страховые компании делают свой бизнес увеличивая страховые поборы. Обыватели в случае кражи с удовольствием получают от страховой компании сумму, достаточную порой, чтобы приобрести автомобль даже лучший, чем тот, что украли. В таких условиях разомкнуть порочный круг всеобщей "незаинтересованности" (точнее было бы сказать, наоборот) в этом виде преступлений крайне трудно.
Юрий Цыганов. 24.02.2001Copyright (c) 2001 Yuri Tsyganov Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора. Для перепечатки требуется письменное разрешение автора |