к.э.н. Ю. Цыганов

Экономика КНР: успехи и проблемы развития

Весной 1996 г. Китай подвел основные итоги восьмого пятилетнего плана экономического развития. Прежде всего надо отметить, что за 1991-1995 гг. КНР увеличила свой ВНП на 76%: в 1995 г. он составил 5,76 трлн.юаней (699,8 млрд.ам.долл.) (1). Тем самым поставленная в 1980 г. китайским руководством амбициозная задача четырехкратного увеличения ВНП к 2000 г. была выполнена на пять лет раньше намеченного срока. Неслучайно поэтому, что в Китае оценили пятилетку 1991-1995 гг. крайне позитивно. "Пять лет блистательного развития" - такова характеристика, данная партийной прессой в КНР. Пятилетка оказалась периодом самого быстрого развития во всей китайской истории: среднегодовые темпы прироста в экономике составили 11,8% (в 1979-1995 г. - 9,8%).

Тем не менее, быстрый рост стал головной болью руководства КНР. Чрезмерно высокие темпы создают проблемы для дальнейшего развития китайcкой экономики, страдающей от диспропорций (слабая инфраструктура, дефицит целого ряда природных ресурсов). В этой связи c 1994 г. главным направлением экономической политики стала борьба с "перегревом экономики" (т.н. "мягкая посадка" - прежде всего это сдерживание масштабов инвестиций в основные фонды и ужесточение кредитной политики). В качестве ориентира был задан темп роста в 8-9%, но удержаться в этих рамках пока не удается, хотя все же темпы роста приторможены.

В 1993 г. темпы прироста ВНП составили 13,4%, а в 1995 г. - 10,2%. Темпы экономического роста в 1996 г. удалось еще снизить по сравнению с уровнем 1995 года - до 9,7% (2). В этой связи, в целом макроэкономическая политика китайского руководства последних двух лет может считаться успешной.

Высоким темпам экономического развития Китая сопутствовал новый всплеск инфляции. Индекс розничных цен в 1991-1994 гг. подскочил с 3% до 21,7%. Мерами по ужесточению кредитно-инвестиционной политики Китаю удалось в 1995 г. снизить инфляцию до 14,8%. По предварительным данным ГСУ КНР, индекс розничных цен в 1996 г. вырос на 6,0%, что намного ниже официально запланированной на год цифры в 10% и более чем в половину ниже, чем в 1995 г. В октябре 1996 г. цены выросли лишь на 4,7% по сравнению с предыдущим годом, и этот показатель был самым низким после 1992 г. По официальным оценкам, это означает, что китайскому правительству удалось найти благоприятный баланс между высокими темпами роста и низкой инфляцией, вопреки прогнозам, что жесткая денежная политика, нацеленная на контроль за инфляцией, остановит быстрый рост.

Однако небезосновательно и мнение, что снижение темпов инфляции циклично (оно было достигнуто главным образом за счет того, что хороший урожай и увеличение импорта продовольствия облегчили ценовую ситуацию на рынке продовольствия, а до половины индекса розничных цен определяется ценами на продовольствие), и эта проблема сохраняет свою остроту. Неслучайно поэтому в первой половине 1996 г. руководители ГСУ КНР заявили, что в настоящее время отсутствует прочная основа для контроля за ценами, и на местах усиливается угроза нового инфляционного подъема. В этой связи Народный банк Китая (центральный банк страны) выступал с заявлениями о строгой приверженности в 1996 г. жесткой монетаристской политике, задачей которой и было снижение темпов инфляции до 10% и ниже.

Экономический рост ускорил расслоение между приморскими и внутренними провинциями КНР. Западные регионы растут медленнее всего (менее 8% прироста в 1995 г.), в центральных провинциях зафиксирован рост в 9,5% в то время, как приморские провинции дают рост в 15% (например, Гуандун и Гуанси). А зона развития Пудун (г.Шанхай) показала в 1995 г. 20-процентный прирост. Фактически, сейчас уже идет речь о существовании нескольких региональных экономик в стране (например, Южный Китай), что как раз вызвано отчетливым и постоянно растущим разрывом в уровнях экономического развития внутренних и приморских провинций, а также все большей региональной обособленностью. Фактором недовольства стал сильный разрыв в доходах.

Так, по данным ГСУ КНР подушевой доход в начале 1996 г. в Хух-хото, столице внутренней Монголии, составлял 3000 юней в годовом исчислении (362 ам.долл.), в то время как в специальной экономической зоне Шэньчжэнь эта цифра составила 11693 юаня (3). При этом у регионов все больше растет потребность в торговле с внешним миром. По результатам исследований Всемирного банка, отдельные провинции КНР приобретают черты самостоятельных участников международных экономических отношений, а торговля межрегиональная малозначительна по отношению к торговле этих провинций с внешним миром. Все это формирует основу для антагонизмов.

Еще одна проблема, связанная с неравномерным развитием, это то, что иностранный капитал в первую очередь концентрируется в прибрежных регионах. Чтобы решить эту проблему, китайское правительство расчитывает направить инвестиции из прибрежных источников во внутренние районы, что должно способствовать снятию недовольства внутренних, более бедных, регионов. С этой целью в 1996 г. центральным правительством разработан план для предприятий местного подчинения прибрежных регионов по инвестированию во внутренних провинциях.

Данный план предусматривает создание 20 промышленных зон во внутренних регионах, в которых в течение 5 лет будут обеспечиваться преференциальные условия для инвестирования предприятиями провинций Шаньдун, Гуандун, Цзянсу. По оценкам, это позволит создать 5 миллионов рабочих мест (4). Китайское руководство расчитывает, что этот план увеличит объемы инвестирования в западной части страны (в 1995 г. предприятия прибрежных районов решили инвестировать сюда 30 млрд. юаней) и смягчит напряженость, вызванную экономическим неравенством. Кроме того, предполагается, что увеличение инвестиций во внутренних провинциях поможет перейти к развитию более капиталоемких производств в прибрежных районах, что также предусматривается правительственным планом.

Китайскому руководству пока не удалось решить возникшую в 1981 г. проблему дефицита госбюджета, несмотря на постоянно прокламируемую цель добиться бездефицитности. По оценкам в 1996 г. бюджетный дефицит составил 10% бюджетных расходов. Отказ с 1994 г. от финансирования бюджетного дефицита путем заимствований у центрального банка и использование для этого гособлигаций еще больше обостряет ситуацию. По сообщениям, правительство КНР в 1996 г. должно было выплатить 133,1 млрд.юаней (15,3 млрд.ам.долл.) по облигациям (5). Это означает увеличение выплат на 45% по отношению к 1995 г., что, несомненно, осложняет проблему дефицита, составившим в 1995 г. 66,7 млрд.юаней (прогнозный уровень 1996 г. несколько ниже - 61,4 млрд.). В то же время чрезмерно высокий уровень внутренней задолженности создает сильное инфляционное давление. За 1991-1995 гг. Китай увеличил выпуск облигаций с 19 млрд.юаней до 153 млрд., а необходимость закрывать бюджетный дефицит и осуществлять выплаты по выпущенным обязательствам заставит и дальше расширять этот выпуск, хотя может быть и более низкими темпами.

Крайне важным блоком экономической политики в Китае остается реформа государственных предприятий. Доля государственных предприятий в валовой промышленной продукции страны за годы реформы сократилась до 48,3%, доля предприятий коллективной собственности выросла до 38,2%, а индивидуальных, частных предприятий и предприятий с участием иностранного капитала - до 13,5% (6). Государственные предприятия, каковых насчитывается 14 тысяч (имеются в виду крупные и средние), почти в половине случаев убыточны, и в том числе треть из них фактически банкроты. За январь-август 1996 г. доходы государственных предприятий упали на 85,4 %, а за первое полугодие года потери убыточных предприятий выросли почти на 50% (7).

От 40 до 50% государственных компаний удерживаются на плаву лишь благодаря кредитам государственных банков: до 80% оборотного капитала в системе государственных предприятий формируется непосредственно за счет банковских кредитов. Успехи в борьбе с инфляцией позволили несколько ослабить контроль за объемами кредитования, в котором так нуждаются государственные предприятия. Народный банк Китая поднял планку предельного объема кредитования на 1996 г. до 660 млрд.юаней (79,63 млрд.долл.), в 1995 г. этот показатель составил 100 млрд. юаней (8). При этом государственным предприятиям запрещено использовать кредиты на капитальное строительство, и кредиты должны направляться на производство товаров, пользующихся спросом на рынке.

Планы по реформированию госсектора, включающие частичную распродажу государственных активов и акционирование, были объявлены в 1994 г., когда после многих лет реформы, проводившейся под лозунгом развития многообразных форм собственности при ведущей роли общественной собственности (в связи с чем отрицалась идея приватизации), Госкомитет по экономической реформе КНР предложил программу разгосударствления предприятий. Основная ее идея состоит в поощрении государством продажи мелких и средних, а также некоторых крупных государственных предприятий коллективам и физическим лицам. Здесь проявилось коренное изменение в идеологических посылках, на которых пытались строить так называемый "социализм с китайской спецификой".

Отказ от признания главенствующей роли государственной собственности в экономике ознаменовал окончательный переход китайского руководства к строительству рыночной экономики, хотя это до сих пор маскируется словосочетанием "экономическая система рыночного социализма". В этой связи китайские экономисты по-прежнему стараются говорить не о разгосударствлении и приватизации, а о "передаче прав собственности в форме обмена государственной собственности в натуральном выражении на ее денежный эквивалент". Тем не менее, практическая цель очевидна: за счет распродажи части государственных предприятий, ставших тяжелым бременем для госбюджета, получить дополнительные финансовые ресурсы для проведения структурной перестройки промышленности. Средства, полученные в результате реализации программы разгосударствления, должны быть использованы также для инвестиций в такие отрасли экономики, как транспорт и связь.

Наряду с распродажей госсобственности предполагается широко проводить в жизнь акционирование предприятий. С этой целью Госсовет КНР в 1994г. принял решение о проведении эксперимента по внедрению акционерной формы собственности на 100 крупных государственных предприятиях центрального уровня. Кроме того, местные власти на провинциальном уровне также составили списки предприятий провинциального подчинения, на которых также будут проведены аналогичные эксперименты. При этом установлено, что в КНР для ряда государственных предприятий превращение в акционерные компании невозможно и нецелесообразно.

Акционерная форма собственности рассматривается в Китае как "важная форма создания современной промышленной системы, а также способ сохранения и увеличения стоимости государственной собственности". Правительство КНР намерено жестко контролировать число создаваемых акционерных компаний открытого типа, а также компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах как Китая, так и зарубежных стран. При выборе компаний, которым будет разрешено проходить процедуру листинга на зарубежных фондовых биржах, приоритетом будут пользоваться компании в таких отраслях экономики как энергетика, транспорт, связь, производство промышленного сырья. Одновременно будет ограничиваться число акционерных компаний в таких сферах как финансы, недвижимость и торговля.

Правительство КНР разработало план реформы системы собственности и механизма функционирования государственных предприятий, состоящий из шести основных направлений: проведение эксперимента по акционированию группы предприятий в 18 городах страны; дальнейшее сокращение сферы административного вмешательства со стороны государственных органов управления в деятельность госпредприятий, при этом некоторые органы управления превращаются в инвестиционные или холдинговые компании либо в отраслевые ассоциации; создание независимой системы управления госпредприятиями согласно положениям Закона о компаниях (не назначение, а выборы руководящего состава компаний); отработка механизма банкротства; урегулирование структуры финансовых обязательств государственных предприятий; создание эффективной системы социальной защиты во всех секторах экономики (в настоящее время социальным страхованием в КНР пользуются только работники государственных и приравненных к ним коллективных предприятий).

Однако данная реформа была отложена на 1996 г., поскольку китайское руководство решило с учетом роли государственных предприятий в экономике страны (помимо того, что они обеспечивают до половины валового промышленного продукта, они дают две трети доходов государственного бюджета, несут основное бремя расходов на социальные нужды) осуществлять реформу очень осторожно. По сообщению агентства Рейтер, премьер КНР Ли Пэн в интервью трем гонконгским газетам в январе 1996 г. заявил, что реформа государственных предприятий не может идти по капиталистической модели с банкротством, закрытием и увольнениями (9). При этом в первую очередь в виду имелась постепенность преобразований. Непосредственным поводом для этого заявления стало банкротство текстильной компании г.Харбина, что привело к убыткам в 7,2 млн.долл. для соответствующего отделения государственного Промышлено-торгового банка.

Однако китайское руководство в первую очередь беспокоит не экономическая эффективность, а возможность обострения социальной ситуации в связи с тем, что более 70% промышленных рабочих Китая заняты на госпредприятиях или созданных при них коллективных предприятиях, но из 90 млн. работников госсектора 20 млн. являются излишними (10). Тем не менее, проблема дефицита госбюджета заставляет правительство КНР ограничивать финансовую поддержку государственных предприятий - в начале 1996 г. было объявлено, что в дальнейшем такой поддержкой будет пользоваться только 1 тысяча госпредприятий. Основное направление реформы, как это было объявлено в 1996 г., - акционирование 300 компаний.

Проблемы реформирования государственного сектора в КНР непосредственно влияют на преобразования в банковской сфере. Основу банковской системы КНР составляют четыре крупнейших специализированных банка: Промышленно-торговый банк, Сельхозбанк, Банк Китая, Народный строительный банк. В 1994 г. было принято решение создать три специальных банка т.н."политического кредитования" (т.е. под основные государственные программы) - Банк сельхозразвития, ЭксимБанк, Государственный банк развития. Тем самым с "большой четверки" должны были быть сняты обязанности приоритетного кредитования госсектора с возложением задачи предоставления кредитов под особые государственные программы на банки "политического кредитования". Но стремление китайского руководства избежать негативных социально-политических последствий тормозит шаги в этом направлении. Специализированые банки до сих пор несут бремя задолженности со стороны государственных предприятий (более 400 млрд.юаней на начало 1996 г. (11)), и в то же время последними правительственными установками им запрещено участвовать в операциях с ценными бумагами, недвижимостью и заниматься иными небанковскими инвестициями, что еще недавно позволяло повысить доходность и перекрыть издержки фактически субсидируемых кредитов.

Другая проблема для банков состоит в том, что предприятия пытаются, занижая стоимость фондов и тайком распродавая имущество, использовать процедуру банкротства для избежания возврата кредитов. Таким образом, банкротство в широких масштабах, которого стремится избежать центральное правительство, оказывается для банков бесполезной процедурой. Наряду с вышеназванными банками в стране существуют коммерческие банки провинциального уровня, банки, созданные предприятиями. Несколько отдельно стоит коммерческий Банк коммуникаций.

На базе городских и сельских кредитных кооперативов создаются сельские и городские кооперативные банки. При этом до самого последнего времени все банковские структуры официально относились к общественной собственности. 1996 г. ознаменовался тем, что в январе в КНР открылся первый частный банк, который должен обслуживать частные фирмы и частных лиц. Первый национальный акционерный коммерческий банк - "Чайна Миншэн Бэнкинг Корп." - имеет оплаченный капитал в 1,36 млрд.юаней (166 млн.долл.). Большинство акционеров банка - члены Промышленно-торговой ассоциации, объединяющей негосударственные компании.

Осторожные шаги делаются в направлении допуска в финансовый сектор иностранных банков. Во второй половине 1995 г. в Китае Народным строительным банком и банком "Морган Стэнли" был создан первый международный инвестиционный банк. В 1996 г. в этом направлении был сделан еще один шаг, когда было объявлено, что в экспериментальном порядке в зоне развития Пудун иностранным банкам разрешается проводить операции с национальной китайской валютой. В остальном сфера деятельности иностранных банков в Китае весьма ограниченной, их регистрация разрешена лишь в четырех специальных экономических зонах и восьми приморских городах. Кроме этого, сейчас в КНР насчитывается 330 представительств иностранных банков и других финансовых организаций, они расположены в 20 городах страны. Среди иностранных банков, имеющих свои представительства и филиалы в Китае, уже есть такие крупные как Америкэн Ситибэнк, японские Дай-Ити Канге Бэнк, Фудзи Бэнк, Сумитомо Бэнк, французские Креди Лионнэ и Банк Насьональ де Пари, немецкий Коммерцбанк, а также банки из Гонконга, Сингапура, Таиланда, Австралии, Канады, Южной Кореи, Швейцарии и Голландии.

1996 г., по-видимому, ознаменовался еще одним достижением: производство зерна в КНР составило рекордные 480 млн.тонн, что на 15 миллионов превышает уровень 1995 г. (12). Однако несмотря на рекордный урожай, который превысил прогнозные 470 млн.т., Китаю все же придется импортировать 7 млн.т. зерна для поддрежания баланса спроса и предложения. Одновременно государство расширило закупки зерна у крестьян: по сообщению агентства Синьхуа, за первые три квартала 1996 г. было закуплено 53 млн.тонн, что на 9,7 миллионов больше, чем в 1995 г.

Сельскохозяйственные успехи Китая, тем не менее, не устранили основания для тревожных прогнозов о том, что растущие потребности КНР в импорте зерна являются потенциальным источником мирового продовольственного кризиса в первой трети следующего столетия. Доклад Госсовета КНР, вышедший в октябре 1996 г., прогнозирует, что к 2030 г., когда население Китая достигнет 1,6 млрд. человек, потребление зерна составит 400 кг на душу или 640 млн.тонн в год. Это означает необходимость увеличения производства на 150-160 млн.т, что представляется маловероятным, особенно с учетом крайней ограниченности пахотных площадей в стране.

Хорошие результаты были достигнуты Китаем во внешнеэкономической сфере в 1995 г., когда внешнеторговый оборот составил 281 млрд.ам.долл., а положительное торговое сальдо - 16,69 млрд.долл. Объем внешней торговли в 1996 г. вырос незначительно - до 290 млрд. Экспорт вырос на 3%, импорт - на 4%, положительное сальдо сократилось до 16 млрд. долл. (13). Это связано с резким падением экспорта в первой половине 1996 г., причем наблюдалось отрицательное сальдо. Сбалансировать экспорт и импорт удалось лишь во второй половине года и в конце года все-таки получить положительное сальдо на уровне 1995 г. Особенно резко упал экспорт в секторе "обычной торговли". Лишь в секторе "обрабатывающей" торговли, где материалы импортируются для обработки, а затем экспортируются с добавленной стоимостью, рост стоимости товаров, проданных за рубеж, превысил рост стоимости ввезенных товаров.

Деятельность по давальческой переработке ныне превратилась в один из ключевых торговых секторов Китая. Она дает теперь около половины общего товарооборота страны. Этот процесс сопровождался сокращением удельного веса государственных компаний во внешней торговле. Они работают крайне неэффективно (по некоторым данным, две компании из каждых трех терпят убытки). Их место занимают предприятия с иностранным капиталом. В первой половине 1996 г. на предприятия с иностранными инвестициями пришлось 46% всей внешней торговли Китая (14).

Новым реформистским мероприятием в сфере внешней торговли в 1996 г. стало объявление в апреле о новых снижениях импортных тарифов по 4994 наименованиям продукции. Сокращение тарифов, являющееся частью мероприятий по вступлению страны в ВТО, позволит снизить средний уровень тарифов почти на 13 пунктов до 23%. Однако некоторые ключевые направления, как, например, продукция автомобилестроения, остаются под строгим тарифным контролем (сниженные пошлины по автомобилям составляют 100-120%). Снижение тарифов в первую очередь касается сырья и высокотехнологичной продукции, в чем очень нуждается китайская промышленность.

Валютные резервы Китая в сентябре 1996 г. превысили 95 млрд. долл., что означает прирост на 21,4 млрд. по сравнению с 1995 г. и почти в 4,5 раза больше уровня 1993 г. (15). По оценкам исследовательских подразделений Народного банка Китая, КНР затратила 566,2 млрд.юаней (68,2 млрд.долл.), чтобы в 1994-1995 гг. обеспечить валютные поступления. Спрогнозированный прирост валютных резервов в 1996 г. в 30 млрд. долл. означает затрату еще 250 млрд.юаней. Это является важным инфляционным фактором. С учетом этого, и того, что объем валютных резервов считается Народным банком избыточным (у Китая он должен находиться на уровне 50-60 млрд.долл., исходя из оптимального размера равного стоимости трех-четырех месячного импорта и десяти процентам внешнего долга) руководство Народного банка Китая заявило, что в дальнейшем рост валютных резервов будет заторможен.

Китай продолжает активно привлекать иностранный капитал. За восьмую пятилетку (1991-1995 гг.) иностранные инвестиции в китайскую экономику увеличились в восемь раз, а к концу 1996 г. накопленные инвестиции достигли 164,2 млрд.долл. (16). Одновременно постоянно увеличивается размер внешних заимстований. С 1979 г. по 1994 г. с использованием только низкопроцентных займов получаемых по межправительственным каналам, на китайской территории было осуществлено 1,2 тыс. проектов. Общая сумма предоставленных 22 государствами кредитов составила 33 млрд. долл., в том числе уже использованных - 18,5 млрд. (17). Ежегодный объем иностранного капитала, получаемого Китаем в виде кредитов и займов, вырос в 1993-1995 гг. с 9 млрд. долл. до 17,5 млрд., а в январе-сентябре 1996 г. Китай получил за рубежом 15 млрд.долл. (18).

В целом, 1996 г. стал очередным годом высоких темпов экономического роста китайской экономики. В то же время экономическая ситуация, сложившаяся в этом году, подтвердила необходимость продолжения реформ, в первую очередь это касается государственных предприятий и финансового сектора. Однако социальные и политические факторы (последствия реформ для населения и его реакция на них, вероятное обострение политической борьбы) резко ограничивают возможности проведения реформ.

  1. Жэньминь жибао. 20 марта 1996
  2. The Korea Herald. 8 January 1997.
  3. The Nikkei Weekly. 2 September 1996.
  4. The Nikkei Weekly. 2 September 1996
  5. Финансовые известия. No.26. 12 марта 1996
  6. Финансовые известия. No.88. 12 сентября 1996
  7. The International Herald Tribune. 30 September 1996
  8. The Nikkei Weekly. 5 August 1996
  9. Reuters. 1 February 1996
  10. The International Herald Tribune. 21 February 1996
  11. The Nikkei Weekly. 5 August 1996
  12. The Korea Herald. 19 November 1996.
  13. The Korea Herald. 8 January 1997.
  14. The International Herald Tribune. 1 August 1996
  15. The Korea Herald. 25 October 1996.
  16. The Nikkei Weekly. 18 November 1996
  17. БИКИ. No.12. 4 февраля 1995 г.
  18. The Nikkei Weekly. 21 October 1996
Hosted by uCoz