ЭКОНОМИКА КНР В 1997 г.

Ю.Цыганов

1997 год был историческим годом для Китая. В этом году состоялось возвращение Гонконга Китаю, умер инициатор экономических реформ и харизматический лидер страны Дэн Сяопин, прошел XV cъезд КПК, первый съезд под руководством лидеров, не относящихся к поколению революционеров. 1997 год также принес азиатским странам экономический кризис, который в том числе стал испытанием и для КНР.

Несмотря на насыщенность политическими событиями и неблагоприятные внешние условия, экономика КНР в 1997 г. по-прежнему развивалась по восходящей линии. В 1997 г. удалось несколько притормозить темпы экономического роста, которые снизились до 8,8% (напомним, что борьба с “перегревом” экономики является важной составной частью экономической политики китайского руководства в последние годы).

ВВП Китая достиг 7477 млрд. юаней (900,8 млрд.долл. США(1))(2). За пятилетие 1993-1997 гг. среднегодовые темпы роста составили 11% в текущих ценах. Положительный баланс Китая по текущим счетам в 1997 г. составил 14 млрд.долл. При этом внешний долг Китая находится на “нормальной” отметке в 16% от ВВП. В 1997 г. КНР поставила очередной рекорд - положительный баланс внешней торговли достиг 40 млрд.долл.США, а товароборот составил 325,06 млрд.долл. При этом экспорт составил 182,7 млрд.долл. (прирост - 20,9%), импорт - 142,36 млрд.долл. (прирост - 2,5%). Товароборот в 1997 г. вырос по отношению к предыдущему году на 12,1%(3).

Из-за девальвации валют ряда стран Восточной Азии прирост китайского экспорта затормозился: в первом полугодии 1997 г. он составил 17,1%, а во втором темпы снизились на 9,2%. В настоящее время основу китайского экспорта составляет промышленная продукция. На нее приходится 87% экспорта, в том числе электромеханические товары - 33%, а на продукцию первичной переработки - 13% (в 1980 г. этот показатель составил 53,6%). Проблема заключается в том, что КНР и страны ЮВА экспортируют товары сходной номенклатуры - электроника, текстиль, ткани, игрушки, обувь - и на одни и те же рынки (США, ЕС и Япония (4)). Региональная девальвация валют ставит под угрозу приблизительно две пятых годового объема китайского экспорта. В тоже время относительно сильный юань выгоден для импорта сырья и материалов, на которые приходится 75-80% издержек китайских экспортеров.

В прибрежных районах Китая компании стали отказываться от заказов на обработку материалов для последующего экспорта, связи с чем в 1998 году ожидается сокращение экспортных поставок. Поскольку резко сократился спрос на стройматериалы и металлы в ЮВА и стал значительно дешевле экспорт оттуда, по сообщению "China Daily", многие цементные фабрики в пров. Шаньдун стали банкротами из-за кризиса, а прирост экспорта оборудования стал негативным во второй половине 1997 г. По оценкам, полное воздействие кризиса скажется с задержкой на полгода, поскольку многие компании еще выполняют старые заказы.(5)

Все же дальнейшему росту китайского экспорта способствуют такие факторы, как низкая инфляция, усовершенствованная система возмещения налогов экспортерам и расширение их кредитования, а также то, что в результате девальваций импортное сырье и материалы стали дороже для азиатских конкурентов. В китайском экспорте, который за 10 месяцев 1997 г. составил 146,8 млрд. долл., на государственные предприятия пришлось 83 млрд.долл., а на совместные предприятия - 60 млрд.долл. Большая доля китайского импорта также приходится на государственные предприятия: на октябрь 1997 г. при общем объеме импорта в 111,2 млрд. долл. США импорт госпредприятий составил 48,2 млрд.долл. (прирост к соотвествующему периоду предшествующего года - 17%). Еще более значительную долю имеют предприятия с иностранными инвестициями - на октябрь 1997 г. 60 млрд. долл. (прирост - 7%)(6).

В связи с тем, что порядок предоставления предприятиям с иностранным капиталом льгот на импорт оборудования был восстановлен до конца 1997 г., увеличился импорт оборудования этими предприятиями в процессе осуществления капиталовложений. Хотя по итогу первых десяти месяцев 1997 г. этот импорт сократился на 23%(7), в октябре 1997 г. он вырос почти на 10%. Китай восстановил освобождение от пошлин для иностранных компаний, ввозящих оборудование, чтобы стимулировать высокотехнологичные инвестиции. Эта льгота также направлена на преодоление произошедшего в 1997 г. спада в количестве контрактов на привлечение иностранных инвестиций. Льготой пользуются предприниматели, действующие в соответствии с промышленной политикой Китая и ввозящие новые технологии. Прежде всего речь идет о дорогостоящих проектах в таких областях, как автомобилестроение, производство телекоммуникационного оборудования и компьютерных чипов. Возобновление льготы стало возможным в связи со значительным ростом государственных доходов.

В прошедшем году продолжалось привлечение иностранного капитала. Прямые иностранные инвестиции в Китае в 1997 г. составили 45,28 млрд. долл.США, что на 9% ниже цифры, на которую ориентировались китайские плановые органы. При этом стоимость подписанных контрактов сократилась на 29%, а количество новых подписанных инвестиционных контрактов сократилось на 17%(8). Однако объем реально использованных иностранных инвестиций, поступающих по контрактам прежних лет, увеличился. Эта тенденция - сокращение количества новых контрактов при росте объема реально использованных инвестиций - наблюдается с 1994 г.

Азиатский валютный кризис в дальнейшем может сказаться на притоке иностранных инвестиций в КНР. На страны ЮВА, Гонконг, Тайвань и Южную Корею приходится более 80% иностранных инвестиций в Китай: в 1997 г. это 36 млрд. из 45 млрд. долл. реально вложенных средств. Возникшие проблемы в регионе - замедление экономического роста, девальвация валют, сокращение свободного капитала - ухудшают условия для привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, КНР сталкивается теперь с конкуренцией за привлечение иностранных инвестиций со стороны стран региона, поскольку активы этих стран подешевели из-за девальвации. Для Китая “цена” кризиса может составить приблизительно треть капиталов, поступивши из ЮВА, Гонконга и Тайваня, и тогда он потеряет более 10 млрд.долл. инвестиций. А именно иностранным инвестициям в первую очередь Китай обязан своим ростом экспорта, с которым в свою очередь во многом был связан общий экономический рост в последние годы. Однако в МВТЭС КНР считают, что стабильная социально-экономическая обстановка в Китае выгодно отличает его от других стран Азии. Издержки производства остаются по-прежнему ниже, чем в конкурирующих с ним азиатских странах, несмотря на то, что юань стал относительно сильнее в результате регионального валютного кризиса.

В течение ноября и декабря 1997 г. китайские официальные лица заявили, что они не будут девальвировать юань, что позволит Китаю внести определенный вклад в стабилизацию финансовых рынков в Восточной Азии, поскольку он избавляет своих соседей от возможного круга относительных девальваций (некоторые страны уже обвиняли Китай в том, что выгодная для него девальвация юаня на 35% в январе 1994 г. способствовала нынешнему кризису). Есть еще одна, более важная, причина для поддержания юаня - это защита гонконгской экономики. Девальвация юаня могла бы вызвать спекулятивные атаки на гонконгский доллар, последствия которых непредсказуемы, и этого Китай не может себе позволить, особенно сразу после восстановления китайского суверенитета над Гонконгом.

Вице-премьер Чжу Жунцзи заявил, что гонконгский доллар будет поддерживаться любой ценой. Сегодня Китай пытается претендовать на роль регионального спасителя и экономического лидера в то время, как США подвергаются нападкам за позднюю реакцию на азиатский кризис и за использование МВФ для навязывания своих принципов переживающим трудности "тиграм"(9). Помимо этого, если экономика Гонконга пострадает, то последствия этого скажутся и на самом Китае, во многом зависящем от капитала поступающего из и через Гонконг. Поэтому защита юаня означает защиту гонконгского доллара.

Официально юань не является свободно конвертируемой валютой, и он не привязан к доллару. Однако Китай поддерживает стабильный курс в течение последних трех лет. Этому способствуют значительные резервы, достигшие в 1997 г. 139,9 млрд.долл. США(10). Растущие валютные запасы даже позволили в прошлом году разрешить ряду китайских предприятий оставлять себе часть валютной выручки. Чтобы гарантировать свою валюту от спекулятивных атак, Китай ввел ограничения на операции с юанем. Вскоре после начала кризиса Государственное управление валютного контроля КНР запретило обмен иностранной валюты в любых целях, кроме финансирования торговых сделок.

В ходе постепенного открытия своего финансового сектора Китай шаг за шагом ослабляет контроль над своей валютой. В конце 1996 г. правительство разрешило конвертируемость юаня по текущим счетам, для торговых сделок, а также для репатриации доходов иностранных компаний от операций в Китае. Однако китайские лидеры, достаточно быстро осознав глубину азиатских проблем и риск для Китая, сделали вывод, что конвертируемая валюта может привести слабую банковскую систему к коллапсу. Поэтому полная конвертируемость юаня, по-видимому, откладывается на неопределенный срок. Одновременно Китаю пришлось бороться и с тенденцией роста курса.

Для предотвращения негативного внешего влияния в конце 1997 г. в Китае были изменены процентные ставки. Снижение процентных ставок позволило поставить преграду иностранным спекулянтам, стремившимся получить выгоду от неформальной привязки юаня к американскому доллару. Средний разрыв в два процентных пункта между процентными ставками в КНР и США привлек "несбалансированный" приток средств в Китай. Это создавало давление на юань в сторону повышения, но более сильный юань не выгоден китайским экспортерам и слабеющим государственным предприятиям.

Тот факт, что экономическая система КНР все еще носит закрытый характер и государство по-прежнему доминирует в ней, позволил китайской экономике избежать серьезных потрясений в связи с кризисом в Азии. Однако в экономике Китая есть проблемы схожие с теми, что повлияли на его соседей, прежде всего на финансовый сектор. Государственные предприятия и их филиалы до самого последнего времени имели исключительные права на кредитование со стороны китайских государственных банков. Как и в Таиланде, и в Малайзии, и в Индонезии, слишком много средств было "закачено" в развитие спекуляций недвижимым имуществом, и эти средства вряд ли будут возвращены. Шанхай, например, строит за десятилетие больше офисных площадей, чем Гонконг построил за четыре десятилетия.

Вся связанная с этим финансовая нагрузка ложится на банки. По официальным данным, в государственных банках 5-6% от общего объема выданных кредитов - это так называемые плохие кредиты. Однако западные эксперты считают, что Китай очень нестрого определяет сомнительные кредиты, и полагают, что по западным стандартам до 20% кредитов (что эквивалентно 18% ВВП) относится к плохим кредитам. Это означает, что на начало 1997 г. у банков было 145 млрд.долл. плохих кредитов.

Сегодня с зарегистрированным капиталом в 54 млрд.долл. китайские государственные банки трижды банкроты. Есть и более пессимистические оценки, согласно которым плохие кредиты составляют 60-70% ВВП. Плохие кредиты, взятые как пропорция к ВВП, в два раза больше, чем в Южной Корее накануне кризиса. Однако важное значение имеет то, что плохие кредиты выданы в юанях, а не в долларах, как это было в других странах Восточной Азии. В этой связи государственные банки Китая "заморозили" большую часть кредитования.

Борясь очень успешно с инфляцией в первой половине девяностых годов, Китай теперь оказался перед угрозой дефляции: цены в городах снижались в течение всего последнего квартала 1997 г. Индекс розничных цен за год вырос лишь на 0,8% (11). Подспудно накапливающиеся проблемы в китайской экономике привели к тому, что рейтинговое агентство "Мудиз Инвесторз Сервис" дало в начале января 1998 г. негативную оценку финансового состояния девяти главных китайских банков, что включает ухудшение положения с активами банков и условий для инвестиций в стране. Такая оценка обычно предшествует снижению рейтинга, а это в свою очередь может заставить Китай платить более высокие проценты для привлечения иностранных инвесторов.

В этой связи Синьхуа срочно заявило, что китайские банки все большее внимание уделяют рискам и доходам и сокращают кредитование заемщиков, не способных возвратить кредиты (12). Тем не менее, вице-президент "Мудиз Инвесторз Сервис" Николас Красно охарактеризовал китайский бизнес, юридические и экономические структуры как "враждебные". Он также заявил о невозможности получить в настоящее время те высокие доходы, которые наблюдались на начальном периоде открытия Китая внешнему миру (13).

"Мудиз Инвесторз Сервис" также дало негативную оценку китайским международным кредитно-инвестиционным компаниям (МКИК)(14). По мнению агентства, сохраняющиеся трудности в реформировании убыточных государственных предприятий, вместе с растущей безработицей, осложняют финансовую ситуацию для центральных и местных правительств, ослабляя их возможности поддерживать контролируемые ими МКИК (МКИК созданы на центральном уровне - Чайна Интернэшнл Траст энд Инвестмент Корп., и на провинциальном - в Шаньдуне, Фуцзяне, Шанхае, Шэньчжэне, Тяньцзине, Гуандуне). Прежний исключительный статус МКИК как государственного органа для привлечения средств ныне оказался размыт в связи с развитием других государственных финансовых организаций и организаций по развитию. Попытки центрального банка усовершенствовать слабую финансовую систему страны, которые, вероятно, приведут к закрытию большого количества небанковских финансовых институтов, вызывают еще большие сомнения в перспективах МКИК.

Не только эксперты "Мудиз Инвесторз Сервис" считают, что условия для иностранных инвестиций в Китае значительно ухудшились за последние два-три года, и количество неудавшихся проектов быстро нарастает. Так, по данным Корейской Ассоциации международной торговли (KITA), половина предприятий с южнокорейскими инвестициями, действующих в Китае, терпит убытки, совокупный объем которых к концу 1997 г. составил 6,83 млрд.долл., и по прогнозам Ассоциации, если ситуация не изменится, то объем убытков достигнет 35 млрд. к 2000 г. (15). Согласно обследованиям, у 60% корейских предприятий, испытывающих трудности в Китае, проблемы начались еще до начала деятельности, а 30% столкнулось с трудностями в связи с неожиданными изменениями в деловой среде Китая. Оставшиеся 10% пришлись на финансовые проблемы материнской компании в Корее или внешние факторы.

Аналогичные результаты показало обследование, проведенное японской Ассоциации содействия международной торговле (JPIT) совместно с китайской "Хуа Ся Интернэшнл Бизнес Консалтинг" на основе случайной выборки из нескольких тысяч предприятий, внесенных в базу данных JPIT за период c 1983 г. (16). По данным JPIT только 44,2% из 1000 обследованных китайских компаний обладают финансовым "здоровьем". 6,53% из 1000 компаний не заслуживают доверия или представляют опасность в случае совершения сделок с ними. При осуществлении серьезных деловых контактов требуется предельная осторожность с 17,39% предприятий. Для оставшихся 31,88% рекомендуются регулярные проверки финансового состояния. Из обследованных предприятий 49% - это государственные компании, 26,7% - коллективные предприятия и предприятия с иностранным капиталом. По 10,6% пришлось на группы предприятий и акционерные компании. Частные предприятия составили 3,1%. Три четверти акционерных предприятий были охарактеризованы как финансово здоровые.

Реформа государственных предприятий - одна из ключевых проблем в китайских экономическх реформах сегодня. Планы по реформированию госсектора, включающие частичную распродажу государственных активов и акционирование, были объявлены еще в 1994 г. Однако из-за внутриполитических факторов реформа так и не была начата. Только решения XV съезда КПК открыли путь преобразованиям в государственном секторе. Президент КНР и Генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь в отчетном докладе съезду одобрил акционирование госпредприятий, открыв путь для смешанной собственности в малоэффективном госсекторе. Практическая цель очевидна: за счет распродажи части государственных предприятий, ставших тяжелым бременем для госбюджета (17), получить дополнительные финансовые ресурсы для проведения структурной перестройки промышленности. Реформа начнется с малых госпредприятий (предприятия с числом работников до 200 человек), которым теперь предложена альтернатива "утонуть или научиться плавать". Причем банки уже больше не будут обязаны выдавать кредиты для поддержки убыточных предприятий.

Ожидается, что в ближайшее время будет допущено банкротство 10-15% наиболее плохо работающих госпредприятий. Однако внедрение паевой системы на мелких государственных предприятиях не означает, что новые собственники получат больше прав, нежели управляющие предприятий и партийные руководители. Порой приобретение акций своего предприятия навязывается рабочим, которые вовсе не рады тому, что становятся "собственниками". Крупные предприятия получают больше внимания со стороны государства, чем прежде. Офицальная позиция заключается в поддержке крупных предприятий и отправлении в свободное плавание мелких.

Правительство ставит развитие корпораций в ряд национальных интересов и стремится к формированию конкурентоспособных на мировом рынке конгломератов по образцу южнокорейских "чеболей", хотя предполагается, что Китаю удастся создать улучшенную модель и что он знает пределы предоставления поддержки крупным предприятиям. При этом правительство оставляет за собой права назначения руководоства предприятий, организации поглощения сильными компаниями слабых, формирования направлений НИОКР, предоставления кредитов и налоговых льгот. Такая идеология исключает приватизацию для крупных государственных компаний, и снимает банкротство для них из повестки дня.

В Пекине надеются, что на тех предприятиях, где есть здоровые основы, но возникли убытки из-за высоких социальных расходов ситуацию удастся улучшить. Как известно, многие госпредприятия несут бремя расходов на социальную сферу для своих работников, включая жилье, образование и здравоохранение. По оценкам, одна треть китайских школ и больниц содержится государственными компаниями. Кроме того, необходимо решать проблему трудоустройства занятых в госсекторе: около 30% из 113 миллионнов занятых в промышленности считаются избыточными (18). Значительная часть из них уже отправлена в неоплачиваемые отпуска на неопределенный срок.

С учетом того, что в Китае действует система регистрации по месту жительства, и население не имеет возможноcти свободно переезжать с места на место в поисках работы, данная проблема не может быть быстро решена. По оценкам, безработица в десять раз выше, чем официальная цифра в 3%. Несколько смягчает ситуацию растущая "теневая" экономика и мелкие частные предприятия, частично замещающие государственный сектор.

В конце 1997 г. было объявлено о слияниях, затрагивающих фонды стоимостью в 2,79 млрд. юаней. Это часть усилий по реформированию испытывающего трудности государственного сектора. Например, в г.Фучжоу (столица пров. Фуцзянь) 12 успешно работающих компаний в машиностроении, легкой промышленности, химической промышленности, фармацевтике, автомобилестроении и производстве пластмасс сливаются с 38 государственными предприятиями (19).

В целом, прошедший год продемонстрировал, что во внешне благополучно развивающейся экономике Китая накопилась масса проблем, которые в значительной мере игнорировались до недавнего времени в первую очередь по политико-идеологическим причинам. Пост-дэновская консолидация китайского руководства вокруг Цзян Цзэминя позволяет преодолеть такой подход. Восточноазиатский кризис в свою очередь показал необходимость принятия новых радикальных шагов в экономических реформах.

Таблица 1. Основные экономические показатели развития экономики КНР

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

ВВП, млрд.долл.

216,2

266,4

346,3

466,2

582,6

677,9

900,8

Индекс розничных цен, %

3,4

6,4

14,7

24,1

17,1

8,3

1,8

Дефицит госбюджета,

% от ВВП

9,4

8,7

5,7

12,3

10,0

8,1

7,1

Экспорт, млрд.долл.

71,8

84,9

91,8

121,0

148,8

151,1

182,7

Импорт, млрд, долл.

63,8

80,6

104,0

115,6

132,1

138,8

142,4

Сальдо платежного баланса по текущим операциям, млрд. долл.

132,7

64,0

-119,0

76,6

16,2

 

 

Примечания:
1 Пересчет по текущему курсу.
2 China Daily. March 3, 1998
3 South China Morning Post. January 23, 1998
4 В 1997 г. на десять основных рынков - Япония, Гонконг, Европейский Союз, США, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Россия, Австралия, Индонезия - пришлось 272,16 млрд.долл. или 83,7% внешней торговли Китая (South China Morning Post. January 23, 1998).
5 South China Morning Post. January 19, 1998
6 Цзинцзи жибао. 23.11.1997 г.
7 После отмены Пекином льгот по импортным пошлинам на оборудование и сырье в апреле 1996 г. импорт инвестиционных товаров сократился. Жесткие ограничения, введенные киитайским правительством на кредиты, также оказали сдерживающее воздействие на импорт.
8 South China Morning Post. January 30, 1998
9 КНР сделала в прошлом году вклад в 1 млрд.долл.США в рамках плана по поддержке Таиланда, и проявила заинтересованность в участии в аналогичном плане для Индонезии. (South China Morning Post. January 16, 1998; January 23, 1998)
10 China Daily. March 6, 1998
11 China Daily. March 6, 1998
12 Cо своей стороны Народный банк Китая принял решение создать провинциальные отделения, независимые от местных партийных руководителей, “выбивающих” кредиты для предприятий общественной собственности. Кредитные планы, сохранившиеся со времен командной экономики, должны быть отменены. Должны быть дерегулированы процентные ставки. НБК пообещал в течение трех лет "очистить" банковскую систему.
13 South China Morning Post. January 16, 1998
14 South China Morning Post. January 30, 1998
15 The Korea Herald. September 12, 1997
16 The Nikkey Weekly. August 4, 1997
17 По оценкам 70% из 370 тыс. государственных фирм в Китае несут убытки, и 35% имеют долги, превышающие стоимость их фондов.
18 The Korea Herald. September 18, 1997
19 The Dominion. October 8, 1997

Hosted by uCoz