Большой внешний долг - это не смертельно,
но достаточно рискованно

 

В связи с падением курса австралийской валюты некоторые думающие австралийские обыватели стали выражать озабоченность состоянием австралийского внешнего долга, опасаясь, что падение курса приведет к резкому удорожанию долга и, соответственно, удорожанию его обслуживания. Надо сказать, что подобные опасения верны для России, где основная часть внешних заимствований приходится на государство, каковое и является главным ответчиком по внешним обязательствам, расходующим на эти цели запасы иностранной валюты. Ситуация с австралийским внешним долгом далеко не так однозначна, и я бы не стал проводить прямой параллели между падением курса национальной валюты и состоянием внешнего долга. Более того, первичным все-таки является внешний долг, который выступает одним из факторов, влияющим на состояние валютного курса.

Что представляет собой внешний долг Австралии? Внешний долг включает в себя любые обязательства по возврату собственно кредита иностранным инвесторам или по выплате иностранным инвесторам дохода в форме прибылей, дивидендов или процентов. Внешний долг состоит из средств, заимствованных австралийским бизнесом у финансовых организаций за рубежом, и приобретений государственных и полугосударственных ценных бумаг, выпускаемых как в стране, так и за рубежом, иностранными резидентами. Портфельные инвестиции этого типа формируют значительную часть совокупного австралийского внешнего долга. Австралия также получает зарубежные фонды путем зарубежных приобретений австралийских акций и путем прямых инвестиций в предприятия внутри Австралии.

На 30 июня этого года чистый внешний долг Австралии составлял $228,1 миллиарда или 41,3% от Валового Внутреннего Продукта (ВВП). По сравнению с июнем 1998 года внешний долг вырос менее, чем на 1% - в июне 1998 года внешний долг составлял ($227,0 млрд.). Прирост внешнего долга в 1998-1999 годах произошел в результате чистых финансовых транзакций в объеме $9,1 млрд., изменения цен (-$2,9 млрд.), изменений в курсе валюты (-$3,8 млрд.) и иных урегулирований (-$1,5 млрд.). То есть финансовые операции увеличили внешний долг на более чем 9 млрд., а такие факторы как изменения цен, изменения в курсе валют и проч. позволили компенсировать это увеличение.

По данным Международного Валютного Фонда, чистый внешний долг Австралии, взятый в пропорции к ВВП, уступает только Новой Зеландии, Швеции и Канаде. По словам бывшего управляющего Резервного банка Австралии Берни Фрэейзера, основная часть роста внешнего долга Австралии пришлась на первую половину восьмидесятых годов (это был период дерегулирования финансовой системы и отмены валютного контроля), когда чистый долг (то есть разница между совокупными заимствованиями Австралии и ее совокупными займами, предоставленными за рубеж, а также зарубежными активами Резервного банка) вырос с 6% ВВП до приблизительно 35%.

В девяностые годы уровень внешнего долга Австралии постоянно находится приблизительно на уровне 40% от ВВП. В 1993 году он составил 43%, а затем опустился до 40% в 1995 году, и даже до 39% - в 1997 году. Для сравнения внешний долг США составляет около 20% ВВП. Тот факт, что внешний долг в течение стольких лет находится на одной отметке вроде бы примирил всех с его наличием. Три года назад управляющий Рзеревным банком Ян Макфэрлэйн утверждал, что проблема внешнего долга находится под "разумным контролем". Сложилось мнение, что страну должны заботить внешние заимствования правительства, а частный долг, возникший за рубежом, является лишь проблемой индивидуального заемщика.

Как видно из Таблицы 1, чистый внешний долг общественного сектора (правительство в целом и финансовые и нефинансовые корпорации) составил на 30 июня 1998 года 23% от общей суммы внешнего долга Австралии ($51,5 млрд.). Львиная же доля чистого внешнего долга приходится на частные финансовые и частные нефинансовые корпорации - $121,0 млрд. (53% от общей суммы внешнего долга) и $54,5 млрд. (24%) соответственно. Таким образом, правительство несет относительно незначительную ответственность за формирование внешнего долга Австралии.

 

Таблица 1. Чистый внешний долг Австралии в 1993-1998 гг., в млн. австр. долл.

 
 

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Чистый внешний долг

176.048

 

167.919

186.313

193.170

212.820

227.033

Общественный сектор:

58.293

59.639

68.289

69.775

66.587

51.489

1.правительство

20.401

22.103

27.711

37.455

41.078

36.286

2.финансовые корпорации:

28.690

30.182

33.251

28.125

21.360

9.333

Резервный банк

-19.875

-19.868

-19.364

-18.393

-22.092

-23.951

Центральное бюро заимствования

35.278

36.983

47.647

41.378

40.195

36.391

Прочие финансовые

13.287

13.067

4.968

5.140

3.257

-3.107

3.нефинансовые корпорации

9.200

7.355

7.326

4.195

4.148

5.870

Частный сектор:

117.756

108.278

118.025

123.396

146.233

175.544

1.финансовые корпорации

53.597

56.547

68.643

75.495

99.648

121.038

2.нефинансовые корпорации

64.160

51.732

49.382

47.900

46.585

54.506

Источник: Австралийское Бюро Статистики

В том числе значительная часть долга формируется за счет притока иностранного капитала. В этой связи интересно, что в своем отчете по Австралии за прошлый год кредитное рейтинговое агентство Мооди'з подчеркивало необходимость в сокращении зависимости австралийской экономики от иностранного капитала. В докладе, не дававшем впрочем никаких рейтинговых оценок, а носившем информационный характер, указывалось, что Австралия имеет передовой экономический статус и хорошую базу экономической политики. Однако повышение кредитного рейтинга Австралии, определенном как АА2, зависит от ее способности сократить ее зависимость от иностранного капитала и достичь более низкого, устойчивого дефицита по текущим счетам. Зависимость от иностранных сбережений повышает открытость страны негативным процессам, идущим за рубежом, и колебаниям рыночных настроений.

Следует отметить, что через всю свою историю Австралии приходилось опираться на иностранные сбережения для финансирования своего развития, как это делала Америка до первой мировой войны. Приток сбережений отражался как дефицит по текущим счетам, находившийся в среднем на уровне 2,5% от ВВП. Монетаристкая либерализация восьмидесятых годов увеличила эту среднюю цифру до приблизительно 4,5%. С одной стороны, этот резкий прирост дефицита означал, что больше иностранных сбережений вкладывается в Австралии. Доказательством этого является тот факт, что наибольшая часть внешнего долга создается в частном секторе. Таким образом, наращивание долга происходит в обмен на генерирование будущих доходов. Конечно, здесь нужно оговориться, что далеко не все инвестиции оказываются эффективными и далеко не все они приносят доход. Речь же идет об общей тенденции. И как показано выше, чрезмерное использование иностранного капитала может нести с собой и негативные последствия, которые будут только нарастать в случае неэффективного использования капитала.

Мы уже видим, что Австралия столкнулась с негативными представлениями о своей экономике, которые материализовались в давлении на курс озидоллара, заставив его снижаться. В дальнейшем это может привести к некотролируемому кризису баланса платежей. Такой кризис происходит, когда прекращается чистое поступление капитала, от которого так зависит Австралия, в результате чего резко обваливается курс. Вынужденное в таких условиях резкое увеличение ставки процента поведет в рецессии, которая и стабилизирует валюту и инфляционные факторы. Это, конечно, крайний сценарий и стабильность притока иностранного капитала может регулироваться ставками процента. Такой подход также может снизить темпы роста и даже привести к рецессии. Однако последствия несопоставимы по своей серьезности с неконтролируемым кризисом.

Два основных фактора, которые используются для прогнозирования кризиса баланса платежей, - это соотношение между краткосрочными внешними обязательствами и резервами и различиями в краткосрочных ставках процента с США. И тот, и другой фактор не внушают спокойствия. Валовый внешний долг с 50% иностранных резервов в 1988 году вырос до 230% в настоящее время. Краткосрочные ставки несколько ниже чем в США, хотя еще недавно были по крайней мере на 1% выше. При этом до трети валового внешнего долга может быть изъято в течение 30 дней, и еще столько же репатриировано в течение года. Не то, чтобы это означало немедленную катастрофу, но это тот уровень уязвимости, который имела Южная Корея в 1997 кризисном году. При такой высокой готовности инотранных инвесторов покинуть экономику некоторые эксперты считают, что озидоллару много и 35 центов США.

Как Австралии удается избегать кризиса, несмотря на постоянную слабость в сфере международных счетов? В последние годы крупными заемщиками являлись финансовые структуры, которые снабжали население заемными средствами, необходимыми для снижения сбережений до минимального уровня, стимулируя тем самым нынешний рост. Существует четкая зависимость между увеличением в 90-е годы доли австралийских финансовых предприятий в чистом внешнем долге и оценками заимствований населения для потребления и инвестиций, сделанными Национальным институтом экономических и помышленных исследований. С 1994 года население взяло в этих целях займов на общую сумму почти в $80 миллиардов. С учетом низкого уровня сбережений большая часть прироста долгов австралийских семей ушла на потребление. В результате заемщики просто "втянули" поток капитала, сняв давление на обменный курс и ставки процента.

Уровень сбережений австралийских семей составляет менее 0,5% располагаемого дохода (в середине восьмидесятых этот показатель составлял более 12%). Таким образом, 99,5% располагаемого дохода и более население пускает на потребление, как будто завтра не наступит. Уровень сбережения семей падает, несмотря на то, что ежегодно в обязательном порядке десятки миллиардов долларов вносятся в супераннуационные фонды. Просто слишком многие выбирают путь более широких трат, чем их собственные доходы.

Тем не менее, если семьи перестанут брать кредиты для финансирования своего потребления, это может все-таки сровоцировать кризис платежей и валютного курса. Это тем более вероятно, что США постепенно повышают ставку процента, а в Австралии коэффициент обслуживания долгов семей достиг уровня, существовавшего накануне рецессии 1991 года. Иными словами австралийские семьи сейчас заимствуют $1 миллиард в неделю, и соответсвующий доход увеличивается на $1 миллиард в квартал. Так не может больше продолжаться. Эта ситуация очень похожа на ту, что складывалась в азиатских странах накануне кризиса 1997 года. Прямой причиной была неспособность банков и компаний этих стран привлечь новые заимствования для финансирования высокого дефицита по текущим счетам. Результатом, как известно, был отток иностранного капитала и кризис валютного курса.

Однако очевидно, что Австралия находится в гораздо более лучших условиях нежели азиатские страны накануне кризиса 1997 года. Внешний долг многие годы находится на отметке 40% от ВВП. На обслуживание долга уходит менее 10% экспортных поступлений. В отличие от азиатских стран у Австралии есть гибкий обменный курс и прозрачная финансовая система. С азиатскими странами Австралия может сравниться лишь наличием негативных прогнозов на мировом рынке.

Дальнейшие увеличения в ставках процента могут ослабить "втягивающую" роль заимствований австралийских семей. В том же направлении будет действовать фактор инфляции, которая в ближайшие 12 месяцев будет достаточно высокой. Таким образом, неконтролируемый кризис баланса платежей становится вполне вероятной перспективой, преодоление которой будет достигаться за счет манипулирования экономическими инструментами. В долгосрочном плане следует ожидать постоянную слабость австралийской валюты.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что последние годы в опосредованном виде одним из основных заемщиков иностранных средств стало население. Через наращивание внешнего долга финансируется расширение личного потребления внутри страны, и в результате мы видим устойчивый экономический рост, стимулированный потреблением населения. К сожалению, внешний долг позволил до минимума сократить сбережения австралийских семей, что ставит под сомнение их способность обслуживать свои долги в случае ухудшения экономической ситуации. В этой связи ясно, что правительству необходимо искать пути стимулирования сбережений, что позволит снизить долговую зависимость австралийских семей и создаст альтернативный источник инвестиций, также позволяющей сократить зависимость от иностранных вложений. То есть накопительство должно стать нашей главной добродетелью.

 

Юрий Цыганов. 28.10.2000

klendo@yahoo.com

Copyright (c) 2000 Yuri Tsyganov

Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора.

Для перепечатки требуется письменное разрешение автора

Hosted by uCoz