Джон Ховард: трижды премьер? Надо посмотреть   

 

Последние сообщения газет дают основания полагать, что наш титанический Первый Министр "Честный Джонни" собирается остаться в своей должности на третий срок. Одно время казалось, что вряд ли что ему в этом помешает, но последние события пошатнули это впечатление. В первую очередь это выборы в штатах Западной Австралии и Квинсленда. В обоих штатах Коалиция потерпела сокрушительное поражение.

Прежде всего обратим внимание на наблюдение, которое часто высказывается, но которое редко применяется на практике: выборы в штатах редко отражают общенациональные политические симпатии и пристрастия. С этой точки зрения, результаты выборов в Квинсленде не могут рассматриваться как генеральная репетиция федеральных выборов, которые должны состояться в конце этого года. Но в то же время никто не будет отрицать - кроме премьер-министра - что в победе лейбористов в штате солнца и бананов свою роль сыграли именно федеральные сюжеты. Вот это, как раз, и должно беспокоить премьер-министра Ховарда. Разгром в Квинсленде был крайне унизительным - партии Коалиции получили всего дюжину мест (из 89) при практически полном отрицании Либеральной партии избирателями.

Фактически, Джону Ховарду и его заместителю Джону Андерсону, лидеру Национальной партии приходится теперь иметь дело с повсеместным разочарованием электората партиями Коалиции. Перед Ховардом стоит дилемма. С одной стороны, он совершенно логично отрицает какие-либо соглашения Коалиции с Одной Нацией, но некоторые особенно нервные заднескамеечники уже дали понять, что могут "пойти своим путем". В то же время результаты выборов в Западной Австралии и Квинсленде дают основания полагать, что дело не только в Одной Нации. Избиратели, действительно, в большом количестве переходят к лейбористам. Таким образом, федеральное правительство оказалось под угрозой атак с обоих сторон.

В то время, как премьер-министр озабочен последствиями разгрома Коалиции в Квинсленде для предстоящих федеральных выборов и вырабатывает тактику для их преодоления, он становится первоочередным объектом давления со стороны своих возбужденных коллег, предлагающих самые разные меры - от предвыборного пакта с Одной Нацией до отказа от дальнейших шагов, направленных на более эффективную интеграцию Австралии в мировую экономику. Хотя ясно, что ни та, ни другая крайность не приемлемы для Коалиции. Наилучшим выходом для нынешнего премьер-министра было бы облегчить положение тех слоев, что более всего пострадали от экономических реформ, и доказать тем самым, что реформы действительно осуществляются в интересах всех австралийцев. Это позволило бы избежать повторения квинслендских результатов на федеральном уровне.

Казначей Питер Костелло, выступая в середине февраля в Мельбурнском Пресс-клубе, отмечал, что реформистская повестка правительства рассчитана на то, что ее положительные моменты станут наиболее очевидными в средне- и долгосрочной перспективе. Проблема для Коалиции и Джона Ховарда здесь заключается, как раз, в том, что некоторые моменты этой повестки вызывают растущее раздражение в краткосрочной перспективе. Например, введение потребительского налога с широкой базой обложения позволяет правительству менее зависеть от сокращающейся доходной базы подоходного налога, а также позволяет снизить ставки подоходного налога. Однако это одновременно требует резкого увеличения обязанностей малого бизнеса в сфере налогообложения. При это потребители приходят в раздражение от нового, хорошо видного налога в то время, как прежний налог с оптовых продаж был для конечного птребителя "невидимым". Аналогичным образом, ясно, что поддержание профицита бюджета несет в себе положительные последствия для кредитного рейтинга Австралии и означает сокращение долгов общественного сектора. Но до недавнего времени Ховард настаивал, что профицит окажется под угрозой, если будут оменены регулярные индексации акцизов на топливо, а ведь растущие цены на топливо являются наиболее зримым напоминанием для избирателей о том, что Австралия есть часть глобальной экономики.

Очевидно, что правительство Ховарда не пойдет на отмену GST (это было бы по меньшей мере странно после проведения кампаниии по ее реализации) , но оно могло бы упростить процедуры взимания этого налога (что в общем-то и предлагают лейбористы, говоря о своей политике "отката"). Что касается цен на топливо, то под давлением со всех сторон правительство в начале марта пошло на отмену полугодовых индексаций акциза, но по-видимому запоздало с этим шагом.

Посмоторим. Вот как это выглядит со стороны: в качестве премьер-министра, перспективы переизбрания правительства которого находятся под угрозой, Джон Ховард предпочел отступить со своей непрошибаемой позиции относительно акцизов на топливо, чтобы продемонстрировать тем самым свою гибкость и желание прислушиваться к настроениям в обществе. Однако, встав на позиции популизма, Ховард теперь вряд ли может объяснить почему индексация акцизов, которая еще за неделю до того была крайне необходимой мерой для поддержания здорового профицита бюджета, теперь спокойно приносится в жертву политической кампании. Получается, что выборы в двух штатах оказали серьезное воздействие на концепцию Ховарда об экономически ответственном принятии решений. Теперь он уже не стремится также решительно защищать профицит и, соответственно, междунардный кредитный рейтинг Австралии. Ховард, по существу, поставил себя в двусмысленное положение: либо налоги на топливо никогда не были главным приоритетом в фискальной стратегии правительства, хотя Ховард об этом все время и говорил, либо произошел отказ от этого приоритета. Если первое, то непонятно, почему премьер-министр так долго ждал, чтобы продемонстрировать свою способность быть гибким, и разозлил значительную часть электрата? Если второе, то почему Ховард не пошел на выборы, защищая этот компонент своей политики, поскольку тогда он должен был верить в его необходимость? Тем более, что прежде он продемонстрировал политическую смелость, отвергнув обычные предположения о неудачах для партии, предлагающей ввести новые налоги.

Однако в этот раз Ховард не стал защищать структуру существующего налогообложения. На самом деле у него была возможность видоизменить налогообложение топлива без отмены системы как таковой. Правительство могло просто снизить ставку акциза и поручить Австралийской Комиссии по Конкуренции и Потреблению отследить, чтобы снижение перешло непосредственно к автовладельцам. Но правительство пошло на отмену автоматической индексации, которая существует уже 17 лет, что продемонстрировало панические настроения, царяшие там накануне приближающихся выборов. При этом Ховард объявил о комплексном изучении системы ценообразования на топливо, а ведь именно этот шаг он называл бесполезной тратой времени, не несущей никакой новой информации, как и многие предыдущие исследования такого рода. Тем самым он только подчеркнул популистский характер своих шагов, предпринимаемых за девять месцев до выборов в ущерб тому, что раньше преподносилось как политика, необходимая для долгосрочного процветания страны. Избирателям послан сигнал, что правительство само разуверилось в своих собственных рецептах. Должны ли после этого избиратели верить правительству?

Восстановление доверия - это ключевая задача правительства Ховарда на текущем этапе. Во многом проблемы были созданы самим правительством, его ошибками и представлением о том, что австралийцы все проглотят. Действительно, основная повестка правительства не вызвала особых возражений. На самом деле, проблемы правительства Ховарда возникли вокруг вопросов второстепенных для экономической реформы. Это прежде всего суждения о величине налогообложения топлива и жесткости нового налогового бремени. Как отмечает комментатор "The Australian" Пол Келли, избиратели недовольны вовсе не принципиальными моментами, но Джон Ховард не смог понять этих настроений. Одновременно казначей Костелло не справился с задачей гладкого введения новой налоговой системы. Намерение же правительства потратить дополнительные доходы на привлечение голосов и вовсе подало ложный сигнал электорату.

В целом правительству Ховарда не стоило повышать налог на бензин в период после введения GST. Не стоило и вводить ежеквартальные отчеты о бизнес-деятельности для малого бизнеса, как и отчеты для "самофинансируемых" пенсионеров об их доходах (теперь Ховард пообещал забрать это все назад, но народ уже перевозбудился). Именно эти, казалось бы, малозначимые решения создали смерч недовольства, который ни Ховард, ни Костелло не ожидали. Проблемы топлива и новой налоговой системы позволили выставить федеральное правительство в ходе предвыборной борьбы в Западной Австралии и в Квинсленде как жесткое, не заботящееся о населении и далекое от него. Формирование подобного имиджа может быть фатальным для Коалиции.

Фактически, сосредоточившись на обеспечении более четкой системы налоговых сборов, Джон Ховард пропустил третьестепенные вопросы, никак не ставящие под вопрос его принципиальные экономические решения. Обозреватели квинслендских выборов отмечали, что у электората сложилось мнение, что правительство Ховарда - это мелкотравчатое правительство, погрязшее в бюрократии и не слышашее мнения простых "батлеров". Это должно быть вдвойне неожиданно для премьер-министра, поскольку долго лелеямая им идея налоговой реформы была внедрена на практике достаточно успешно: введение GST было компенсировано снижением ставок налога; рост цен оказался ниже, чем ожидалось; лейбористская оппозицияв целом признала общую схему налоговой реформы (в своем призыве об "откате назад" лейбористы говорят в общем-то о процедурных или незначительных вещах). Однако указанные вопросы в первую очередь затронули регионы, малый бизнес и "самофинансируемых" пенсионеров. Это группы, составлявшие сердцевину электората в Квинсленде.

Несмотря ни на что, Джон Ховард считает, что он может привести Коалицию к победе на выборах этого года, даже при всех проблемах, с которыми столкнулось правительство в последлние недели. Однако, он говорит, что еще рано предрекать результаты, пока не назначена точная дата выборов. В интервью станции 3AW он пообещал работать, бороться, отстаивать и изыскивать пути из текущих проблем. Он призвал австралийцев понять, что он по-прежнмеу полон сил, чтобы выполнять свои персональные обязательства.

 

Юрий Цыганов. 10.03.2001

klendo@yahoo.com

Copyright (c) 2001 Yuri Tsyganov

Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора.

Для перепечатки требуется письменное разрешение автора

Hosted by uCoz