Восточный Тимор и внешнеполитический курс Австралии

 

Одним из ключевых событий 1999 года стала операция международных сил (Interfet), под водительством Австралии восстанавливающих порядок на территории Восточного Тимора. Без сомнения, по важности эта операция стоит в одном ряду с операциями в Косово и Чечне, и также, как и последние является лишь внешним проявлением более глубинных политических процессов.

Нет необходимости доказывать, что миротворчество на Восточном Тиморе является крупнейшим внешнеполитическим событием не только этого года, но и вообще в австралийской истории. Общепринятые оценки в целом высоко ставят результаты этой операции и, соответственно, часто делается вывод об успехах внешнеполитического курса кабинета Джона Ховарда.

Очевидно, что размещение австралийского контингента сил за рубежом кардинально изменило положение Австралии в регионе. В соответствии с так называемой "доктриной Ховарда", Австралия заявила о том, что она готова распространять в регионе "австралийские ценности", прибегая в случае необходимости к помощи своих вооруженных сил. Неизбежно результатом операции станет другая армия, новая оборонительная концепция и меняющиеся отношения с Азией.

Новая оборонительная концепция вырисовывается на основе трех компонентов: самооборона (защита Австралии), участие в региональных делах и конфликтах (на сегодня это не только Восточный Тимор, но и Буганвиль, Папуа-Новая Гвинея, Соломоны) и даже оборона на дальних подступах (вероятная помощь Соединенным Штатам в случае возобновления конфликта на Корейском полуострове и в Тайваньском проливе). Однако уже сегодня ясно, что существующая австралийская армия не соответствует складывающейся оборонительной концепции. В соответствии с принятым принципом одной трети (одна треть войск выполняет задачу, треть готовится и еще одна треть отдыхает), размещенные на Тиморе 4500 солдат - это контингент, который на 35% превосходит австралийские возможности выдвижения передовых войск (около 10 тыс.человек). Правда, проблему сняло решение ООН о размещении 11000 солдат, наблюдателей и полицейских на Восточном Тиморе и создании специальной Переходной Администрации ООН в этой бывшей португальской колонией. В соответствии с этим решением нынешний австралийский корпус сократится более чем в два раза, и 2000 австралийских солдат станут частью ооновского миротворческого контингента.

В результате, действия правительства Ховарда, в свое время провозгласившего борьбу с дефицитом бюджета, требуют внесения серьезных изменений в государственные расходы. По мнению профессора Пола Дибба, руководителя Центра Стратегических Исследований Австралийского Национального Университета, Австралии неизбежно придется увеличить военные расходы в следующем десятилетии. "Доктрина Ховарда" со всей очевидностью ставит этот вопрос в повестку дня. Иначе относительно самый низкий после второй мировой войны военный бюджет не сможет обеспечить новые задачи австралийских вооруженных сил. Как сообщала пресса, австралийские солдаты вошли на территорию Восточного Тимора, экипированные в бронежилеты, которые были взяты в долг у США. У многих не было хлопчатобумажной формы, крайне необходимой в условиях тропиков. Значительная часть касок была дефектной. Ясно, что подобным образом оснащенная армия никак не годится для выполнения задач "доктрины Ховарда".

Сама восточнотиморская операция весьма дорогостоящее мероприятие. Согласно докладной записке министра обороны Джона Моора премьер-министру Джону Ховарду, "утекшей" в прессу полтора месяца назад, Восточно-Тиморская операция обойдется Австралии в $1,8 млрд. в этом году и в $2,5 млрд. в следующем.

В то же время, по расчетам, на сегодняшний день только на перевооружение требуется 35 миллиардов долл. Как известно, ведущийся сейчас ремонт двух субмарин класса Коллинз уже обошелся австралийским ВМС в $1 млрд. долл., и эта сумма вырастет не менее, чем до 1,5 млрд. к моменту окончания ремонта. Лодкам нужны новые системы вооружений, снижение шумов, понижение вибрации двигателей, и проч. Все это оказалось дороже, чем предварительно рассчитанные 0,5 млрд. Работы вряд ли закончатся к декабрю следующего года, но их придется заканчивать, так как, если отслужившая свой 30-летний срок субмарина класса Оберон будет списана, то Австралия окажется без подводного флота. Проблема финансирования ремонта субмарин вместе с необходимостью выделять средства на Восточно-Тиморскую операцию с огромным трудом вписывается в 11-миллиардный военный бюджет. А ведь еще говорится о необходимости модернизации надводного флота и авиации.

Хотя правительство пока проигнорировало призывы увеличить на 3-4 миллиарда 11-миллиардный военный бюджет, высокая стоимость обеспечения Восточно-Тиморской операции стала одним из главных факторов, поставивших федеральный бюджет перед угрозой дефицита. Это заставило в разовом порядке увеличить взнос на Medicare в следующем году для финансирования австралийской операции на Восточном Тиморе. Как сообщалось, дополнительная ставка по налогу составит 0.5% для тех, кто зарабатывает больше 50 тыс. долл., и 1% для тех, кто больше 100 тыс. долл.

Говоря о финансировании операции на Восточном Тиморе, правительство не ограничивается только этим. На самом деле, новый налог позволит не только финансировать операцию, но и создать два новых пехотных батальона (в результате общая численность армии увеличится с 23000 до 26000 военнослужащих), расширить штат ВВС на 555 человек (до 13500), увеличить штат боевой поддержки и создать новую батарею ПВО, которые останутся на службе и после окончания операции. Это означает, что правительство Ховарда, не давая на текущий момент зеленый свет наращиванию военных расходов, имеет в виду в дальнейшем сосредоточить государственные усилия на военном строительстве.

Вольно или невольно истинные причины австралийского участия в Восточном Тиморе раскрыла Хеза Ридаут, спикер от Австралийской Промышленной Группы, заявив радио ABC, что австралийские промышленники поддерживают операцию, как и наращивание оборонительных возможностей Австралии на случай вмешательства в другие конфликты. Здесь возникают параллели с известными советскими концепциями американских и западноевропейских ВПК - больше войны, больше прибылей. И надо сказать, что эти концепции оказались не так далеки от истины (интересно, что сам термин военно-промышленный комплекс был придуман президентом Эйзенхауром).

Самая главная проблема введения нового налога на военные нужды в Тиморе носит не внутриполитический характер, хотя и внутри страны он не вызвал однозначной поддержки. Австралийская Медицинская Ассоциация, например, выступила против "фарса", когда налоговые платежи, собранные под эгидой Medicare, идут на самом деле на совсем иные цели. Более того, газета "The Daily Telegraph" утверждает, что тиморский налог ведет Ховарда к противостоянию с теми людьми, кто обеспечил в Новом Южном Уэльсе его переизбрание в 1998 г. (либералы пользовались поддержкой людей с доходом свыше 50 тыс. долл.). Теперь Джон Ховард предлагает именно этой электоральной группе платить за Восточный Тимор.

И все же наибольший резонанс этого налога проявляется во внешнеполитической сфере. После многих лет дипломатии, подталкивавшей к большей прозрачности и предсказуемости оборонных расходов и планирования, объявлен новый налог, ведущий к росту численности армии. Объявлен без каких-либо серьезных предварительных консультаций с предполагаемыми партнерами по безопасности в регионе, и менее всего с индонезийцами. По существу, краткосрочные действия бесспорно возобладали над соображениями долгосрочной политики.

Вне всякого сомнения внимание соседей Австралии привлекают и планы наращивания военных резервов. Согласно плану изменения Схемы Армейского Резерва, который выработан федеральным правительством, руководители минобороны смогут призывать резервистов для службы за рубежом. Работодатели будут получать более $100 в день в виде компенсации за потерю работников, а бюджет переподготовки будет увеличен на $150 млн. План исходит из того, что австралийская общественность уже созрела к "повышению оборонительной готовности" в связи с Восточно-Тиморским кризисом. Согласно ныне действующему Акту об Обороне, резервисты могут призываться только, если стране угрожает непосредственное нападение или если объявлена национальная чрезвычайная ситуация.

В настоящее время в армии насчитывается 18700 "эффективных" резервистов, хотя только 100 добровольцев служат на Восточном Тиморе, главным образом в медицинских и штабных подразделениях. Еще 40 человек служат в миссии мониторинга мира в Буганвиле. У ВМС также есть 1200 человек резерва, а у ВВС - 2300. В настоящее время поставлена цель увеличить армейский резерв до 30000 человек. В конце октября первый контингент из 100 резервистов из Виктории был готов к службе на Восточном Тиморе. Резервисты заключали полуторагодовые контракты, согласно которым 3 месяца они проходят переподготовку в Брисбане и 15 месяцев выполняют свои "миротворческие обязанности" на Тиморе.

Не остался незамеченным и план федерального правительства по борьбе с так называемыми "людьми в лодках" - нелегальными иммигрантами, прибывающими по морю. Согласно этому плану, реализованному в принятом недавно парламентом Законе о защите границы, австралийские власти получают право досматривать подозрительные суда в международных водах. Со следующего года сотрудники таможни будут вооружены личным оружием, палками, перечным спреем, наручниками и бронежилетами, чтобы бороться с растущей контрабандой людей и наркотиков. Патрульные суда будут иметь на вооружнии винтовки M16 для защиты от криминального элемента в международных водах (прежде таможенные суда имели лишь специальные средства для борьбы с акулами и крокодилами).

Таким образом, Австралия в последние полгода демонстрировала достаточно агрессивную внешнюю политику. И нельзя сказать, что она пришлась по вкусу странам региона, в котором Австралия сама до сих пор не может определить свою роль. Таиланд и Филиппины приняли участие в Interfet, но это создало огромное напряжение внутри АСЕАН с ее длительное время соблюдаемым принципом невмешательства в дела друг друга.

Не все так просто и с заявленными гуманитарными целями вмешательства Австралии в дела Индонезии и Восточного Тимора. По сообщениям газет, утечка из разведывательных документов заставляет предполагать, что правительству Австралии было известно заранее о том, что индонезийские военные планируют организовать волну насилия на Восточном Тиморе после референдума. Соответствующие выдержки из документа Организации Оборонной Разведки, противоречащие официальной линии правительства Ховарда о том, что предвидеть массовые убийства было нельзя, цитировались радио ABC. Если все это так, то вмешательство на Восточном Тиморе осуществлялось не ради высоких целей, а ради самого вмешательства как такового, создающего прецедент размещения австралийских войск за рубежом.

Наиболее резко поэтому поводу высказался премьер-министр Малайзии Мохамад Махатхир, традиционно относящийся с подозрительностью к деятельности Запада в Азии. Он обвинил западные страны в крайне поспешной "циничной постановке" референдума относительно независимости Восточного Тимора в то время, как Тимор многое бы выиграл, оставаясь еще какое-то время в составе Индонезии.

Всем ясно, что Восточный Тимор испортил отношения Австралии и Индонезии, в результате чего последняя перестала быть стратегическим союзником в регионе. Индонезия разорвала договор о безопасности и рекомендовала (а в Индонезии правительственные рекомендации дорогого стоят) своим предпринимателям переоринтироваться с Австралии на поставщиков из других стран.

Боле того, в дальнешем правительство также допустило ошибки в отношениях с этой крупнейшей мусульманской страной. Джон Ховард в середине октября поддержал кандидатуру Мегавати Сукарнопутри на пост президента Индонезии. Он выступил с заявлением об этом накануне выборов Народной Консультативной Ассамблеей Индонезии нового лидера. Однако на следующий день оказалось, что это был крайне поспешный шаг, поскольку Народная Консультативная Ассамблея Индонезии избрала президентом исламиста Абдурахмана Вахида. Хотя Ховард сделал хорошую мину, заявив, что демократические выборы открывают дорогу новому сотрудничеству между Индонезией и Австралией, с самого первого момента между новым индонезийским руководителем и австралийским правительством установились натянутые отношения.

В ходе дальнейшего углубления противоречий между Австралией и Индонезией президент Индонезии Вахид заявил, что его не беспокоит возможное охлаждение в отношениях между двумя странами. Выступая перед индонезийскими деловыми кругами в Пекине, он заявил, что не разделяет опасений своего министра иностранных дел Алви Шихаба о том, что отношения между Австралией и Индонезией могут ухудшиться - по мнению Абдурахмана Вахида, если это и случится, то в этом не будет проблемы. Вахид сообщил своей аудитории в Пекине, что Австралия нуждается в этих отношениях больше, чем Индонезия. Он ясно дал понять, что его более раннее определение Австралии как «детской» было направлено на Джона Ховарда и ховардовскую критику того, как Индонезия решала кризис с беженцами. Реагируя на эти комментарии, Александр Дауна позвонил послу Индонезии Аризалу Эффенди и выразил озабоченность Канберры, а австралийский посол Джон Маккарти также выразил озабоченность индонезийскому правительству. Индонезийское государственное агентство новостей «Антара» сообщило, что Вахид был также недоволен тем фактом, что премьер-министр не обратил внимания на его озабоченность по вопросу о «людях в лодках» (Вахид считает «людей в лодках», отплывающих из Индонезии, чисто австралийской проблемой) прежде, чем «выступать перед парламентом и до того, как появились комментарии в прессе». Все эти комментарии последовали за недавним заявлением Вахида индонезийским журналистам, что он включит Австралию в свое «мировое турне», только если Австралия откажется от своего "детского" отношения к Индонезии.

Ну, и наконец, готовность выдвигать вооруженные силы на отдаленные рубежи вызвала недвусмысленную критику Китая. В частности, советник Президента КНР Ли Доуюй совершенно открыто предупредил Австралию, что ей не следует поддерживать США в каких-либо столкновениях по поводу Тайваня. Ли заявил, что если Австралия будет участвовать в американских попытках защитить Тайвань, то это приведет к "очень серьезным последствиям". Эти комментарии последовали после встречи в начале ноября Министра иностранных дел Александра Дауна и Министра обороны Джона Моора со своими визави в Вашингтоне по вопросам Австралийско-американского союза.

И еще один момент. В конце ноября региональная политика Джона Ховарда получила удар в общем-то с неожиданной стороны. Лидер Восточного Тимора Санана Гусмао предпочел не встречаться с премьер-министром во время визита последнего на эту территорию. Сделав всяческие реверансы в сторону Австралии, Гусмао заявил, что его приоритет - это поездка в Джакарту на переговоры о судьбе беженцев, находящихся в Западном Тиморе, показав тем самым, что Восточный Тимор гораздо больше заинтересован в хороших отношениях с Индонезией нежели в финансовой поддержке Австралии. Не случайно Гусмао одновременно попросил уменьшить демонстрацию военного присутствия Interfet и даже предложил подразделениям Interfet покинуть Дили, главный город территории. Более того, по мнению Гусмао, Восточному Тимору не нужны такие огромные суммы, обязательства по поводу которых взяла на себя Австралия - Тимору достаточно $30 млн., чтобы решить свои чрезвычайные проблемы, и австралийский парламент может уменьшить эти суммы. Гусмао хочет, чтобы бойцы Falintil заместили во многих случаях Interfet.

Самое главное, что восточные тиморцы хотели бы снижения всяческой активности вокруг них и постепенного возвращения к нормальной жизни. Им не нужны никакие "триумфальные" мероприятия, но, несмотря на это, Джон Ховард, а вслед за ним и Ким Бизли, совершают свои победные турне на Восточный Тимор. В этой связи позиция Гусмао, продемонстрировавшего крайнюю занятость нуждами своего населения и не могущего из-за этого участвовать в "театральных постановках" (выражение внешнеполитического обозревателя "The AUSTRALIAN" Грэна Шэридана) политиков соседнего государства, единственно приемлемая позиция для лидера территории.

Не желая обострения отношений с Индонезией, руководители Восточного Тимора выразили сомнения в будущем договора о разграничении морских зон в Тиморском море (договор устанавливал режимы хозяйственного использования для Австралии и Индонезии и был разорван Индонезией в октябре этого года), объявляя его незаконным. Национальный Совет Тиморского сопротивления заявил, что они не будут наследниками незаконного договора. Хотя Австралия хотела бы продлить договор по умолчанию и министр иностранных дел Александр Дауна убеждал восточно-тиморцев в выгодности того, что Восточной Тимор получит индонезийскую долю от разработки нефти и газа в проливе, Санана Гусмао заявил о необходимости проведения новой серии переговров, в которых должны быть решены существующие разногласия.

Подведем итог. Успешная миротворческая операция на Восточном Тиморе на одной чаше весов, а на другую чашу следует положить потерю важнейшего союзника в регионе, подозрительность со стороны остальных стран и даже угроза конфликта с китайским гигантом. По всей видимости последняя перевешивает. Можно предположить, что негативные последствия проводимого внешнеполитического курса не были учтены во-первых, в силу слабости некоторых персоналий (министр иностранных дел и министр обороны), а во-вторых, из-за чрезмерной ориентации на США и британскую корону вместо внимательного и тщательного анализа и выработки соответствующей политики в отношении окружающего региона. В настоящее время Австралией руководит премьер-министр, совершенно очевидно чувствующий себя неудобно в Азии.

В 2000 году готовится пышная делегация в Лондон для празднования положений британского законодательства, давших жизнь австралийской федерации. Это третий визит Джона Ховарда как премьера в Лондон. В то же время он не смог посетить Южную Корею, третий по величине экспортный рынок Австралии и важнейшего игрока в региональной безопасности. Он не сделал ответного визита на Филиппины, несмотря на то, что филиппинский генерал будет возглавлять миротворческие войска ООН на Восточном Тиморе. Ховард также не нашел время для поездки в Индию, этот весьма перспективной для Австралии рынок. Все эти достаточно тривиальные моменты только подчеркивают реальный отход от глубокого взаимодействия с регионом, затушеванный размещением сил на Восточном Тиморе. Печальный, но, кажется, верный вывод.

 

 

Юрий Цыганов

08.12.1999

 

Klendo@yahoo.com

Copyright (c) 1999 Yuri Tsyganov

Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора.

Для перепечатки требуется письменное разрешение автора

 

 

Hosted by uCoz